БЕРЕСТЯНЫЕ ЛИКИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА
В Центре современного искусства открыта выставка работ уникальных мастеров из Нижнего Новгорода Елены Елюшкиной и Александра Пьянкова, занимающихся резной иконой и декоративными панно.
Выставка подоспела аккурат к Светлому Воскресению, но радовать зрителей она будет вплоть до 10 мая. Называется экспозиция «Лики и сюжеты», а привезли ее в Чебоксары сотрудники нижегородской галереи «Вещь в себе», дружба с которой у нашего ЦСИ сложилась после их изумительного проекта «Грохот большого города» с живописью итальянца Маттео Боато, что также выставлялась в центре на заливе. С «Ликами и сюжетами» галеристы из «Вещи в себе» работают уже больше пяти лет, это один из первых их проектов. Они называют его выстраданным и отражающим все прекрасное, что есть в русской душе. Об этом на чебоксарском вернисаже говорила директор нижегородской галереи Мария Богданова, добавив, что выставка подготовлена при поддержке Министерства иностранных дел России и второй ее комплект путешествует сейчас по Европе.
Декоративными панно названные художники занимались много лет, изучали славянскую мифологию, древнее искусство русского Севера. Береста и самоцветы, которыми инкрустированы все работы, добавляют сказочности в эти сюжеты, а натюрморты Елены и Александра будто только что со стен русских теремов. И все же центральное место на выставке и в их творчестве занимают резные иконы. Все они выполнены строго по канонам и по благословению церкви. И, главное, все – образцы восстановления старинных технологий. 15 лет художники воссоздавали утраченное в России знание. Торцовая гравюра по бересте берет начало аж в XI веке, и одна икона такой техники хранится в Третьяковской галерее. Почему только одна – понятно, в советское время отношение к иконам было соответствующим идеологии. Хотя, как говорят специалисты, во многих северных храмах были именно такие иконы.
Может показаться, что берестяные изделия – вещи хрупкие. На самом же деле, если их правильно хранить – они практически вечны. И во многом не только благодаря свойствам самой бересты, но и непосредственно технологии изготовления из нее изделий и произведений искусства. Мастера вручную собирают бересту. Затем начинается многослойное вощение пчелиным воском. Причем, береста для работы выбирается разных оттенков, ведь она, по сути, используется вместо красок. В этих работах нет ничего искусственного. А цвет бересты зависит и от возраста дерева, и от времени сбора, и от почвы. Деревом занимается Александр, а гравировка орнамента – дело Елены. Эти узоры она разрабатывает на основе старинных орнаментов. Затем по цвету и форме подбираются жемчуг, бисер и самоцветы, которые используются весьма деликатно.
Все это касается технологии, а есть и работа с образом, сбор и подготовка материала, архивные поиски. Изготовление таких икон занимает от 2 до 4 месяцев. Причем основное время уходит именно на подготовку эскизов и материалов.
Директор ЦСИ Владимир Бамбурин, который и сам занимается резьбой по дереву, изучает православное искусство, высказал надежду, что авторы, которые не смогли приехать на вернисаж, возможно, приедут на встречу с чебоксарскими художниками, хотя шансов на это не так много. А вот повезти эту выставку в Алатырь очень даже может получиться. Ее там уже очень ждут.