Владимир ИВАНОВ: Выпускнику нужно дать профессию, а не диплом

Фото Олега МАЛЬЦЕВА.РАБОЧИЙ С КУВАЛДОЙ – В ПРОШЛОМ, СЕГОДНЯ ВОСТРЕБОВАН РАБОЧИЙ С ИНТЕЛЛЕКТОМ

Почему бизнесу выгодно поддерживать профобразование? Какие специалисты востребованы в Чувашии? На что жалуются работодатели? И по какой причине половина девятиклассников республики выбирает техникумы и колледжи? На эти вопросы «СЧ» ответил министр образования и молодежной политики Чувашии Владимир Иванов.

– Владимир Николаевич, в последние годы много говорилось о том, что экономике страны, в том числе Чувашии, не хватает хороших «технарей». Для них в вузах созданы дополнительные бюджетные места, в партнерстве с бизнесом организованы учебные центры. Дефицит, наконец, устранен?
– Еще три года назад Глава Чувашии Михаил Игнатьев критиковал нас за дисбаланс в подготовке кадров. Был переизбыток гуманитариев – один к четырем. То есть от вуза требовалось подготовить одного юриста или экономиста, а он готовил четырех. Дисбаланс был и в системе среднего профессионального образования – один к двум. Сегодня мы почти ушли от этой диспропорции, лишних специалистов не готовим. В вузах почти в два раза сократили бюджетные места в гуманитарном блоке. При этом значительно увеличили количество мест по техническим направлениям. Если в 2013 году вузы приняли на технические факультеты 1331 абитуриента, то в 2014 году – 1408. Кроме того, «технари» уже со второго курса имеют возможность учиться и работать одновременно. Не секрет, что после диплома стопроцентно трудоустраиваются те, кто во время учебы «зацепился» на производстве, особенно в успешно развивающейся в Чувашии электротехнической отрасли.
– Минувшей осенью на одном из форумов промышленники пожаловались вам, что вузы и ссузы недорабатывают в профподготовке молодых специалистов, мол, приходится переучивать ребят, тратиться.
– Жаловались те, кто еще сам не сформулировал для себя, какие кадры им нужны. Нужны качественные специалисты? Сделайте нам четкий заказ. А когда у бизнеса нет точек соприкосновения с системой образования, соответственно и качество подготовки не удовлетворяет. Другое дело – ведущие предприятия республики. Они давно поняли, что гораздо выгоднее и удобнее готовить будущих специалистов в нашей системе, чем у себя. Как результат: молодые специалисты «затачиваются» под эти конкретные предприятия. А молодежь сразу получает работу. Один из ярких примеров партнерства – Канашский транспортно-энергетический техникум и ОАО «Транснефть». Компания точно знает, какие специалисты ей нужны. Сама отбирает кандидатуры, сама направляет их на обучение в техникум, а затем – на готовое рабочее место. Вот так в идеале должна действовать система подготовки кадров! В настоящее время канашский техникум является корпоративным образовательным учреждением «Транснефти», с 2007 года там подготовлено свыше тысячи специалистов по основным профессиям трубопроводного транспорта нефти.

Ведущие предприятия республики давно поняли, что гораздо выгоднее и удобнее готовить будущих специалистов в нашей системе, чем у себя. Как результат: молодые специалисты «затачиваются» под эти конкретные предприятия. А молодежь сразу получает работу.

Или вот свежий пример. В Новочебоксарске открылось предприятие по инновационному производству солнечных модулей «Хевел». В подготовке специалистов для предприятия участвовали и Чувашский госуниверситет, и Новочебоксарский химико-технологический техникум, и Чебоксарский электромеханический колледж.

Эффективное взаимодействие с работодателем – основная задача учреждений профобразования. В 2014 году предприятия Чувашии направили более 86 млн. рублей на поддержку техникумов и колледжей. Средства пошли в основном на создание многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе учебных заведений. В 2015 году планируется софинансирование со стороны бизнеса в объеме не менее 90 млн. рублей. Но этого явно недостаточно. Глава Чувашии Михаил Игнатьев в своем Послании Госсовету призвал все предприятия республики активно включиться «в процесс сотрудничества с образовательными организациями для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов». Ведь именно они – главные «потребители» кадров.
– Сегодня учреждения проф-образования условно можно разделить на две группы. Те, кого бизнес поддерживает, и те, у кого такой поддержки нет. Понятно, в каждого бизнес вкладываться не будет…
– Не совсем так. Еще раз повторю: бизнесу выгодно сотрудничать с нашими техникумами и колледжами. Ведь в этом случае предприятиям самим не придется с нуля создавать учебную площадку, платить за помещения, энергоресурсы, искать преподавателей. Пожалуйста, привезли в техникум свое оборудование, «приставили» к нему мастера-эксперта и готовьте себе специалистов. Удобная для всех схема. Например, на базе Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства компания «ТехноНиколь», которая специализируется на современных строительных системах для быстровозводимых зданий, создала центр повышения квалификации. Учат будущих строителей работать по своим технологиям, на своем оборудовании.
Или взять электротехнический кластер. Вы знаете, что в Чебоксарском электромеханическом колледже стоит точно такое же оборудование, что и в ОАО «ЭЛАРА»? Предприятие вложило несколько миллионов рублей в оснащение. В результате выпускников колледжа можно сразу ставить на производство собирать авиаприборы, автомобильную электронику.
– То есть все сто процентов учреждений профобразования могут найти себе партнеров?
– Есть малый бизнес, которому нужны штучные кадры, но вкладываться в их подготовку он зачастую не готов. Система образования ориентироваться персонально на него тоже не может. Вот если предприниматели консолидируются и, например, через Торгово-промышленную палату республики сформируют нам заказ на подготовку конкретных кадров, тогда мы его выполним. Сегодня запросы есть, но консолидации нет.
Поэтому все учреждения среднего профессионального образования я бы разделил на три группы. Те, с которыми сотрудничает уже сформировавшийся в республике бизнес, те, с которыми бизнес готов сотрудничать, но сам еще не встал крепко на ноги, и те, в которые бизнес по определению не может вложиться. К последним относятся сельскохозяйственные техникумы и училища. Сегодня их студенты обучаются на морально и физически устаревших тракторах и комбайнах, в то время как на полях и фермах агропредприятий работает техника нового поколения. Получается, мы готовим специалистов позавчерашнего дня. Аграрии, может быть, и хотели бы вкладываться в обучение будущих механизаторов и агрономов, но сами нуждаются в господдержке. АПК во всем мире – дотационный. Поэтому заботу о подготовке качественных кадров для сельского хозяйства пока должно взять на себя государство.
– Как ведется мониторинг востребованных в республике профессий?
– Минэкономразвития ежегодно разрабатывается баланс трудовых ресурсов Чувашии. На основе баланса и по итогам опроса предприятий формируется прогнозная потребность в кадрах по видам экономической деятельности, определяют объемы подготовки трудовых ресурсов. Могу сказать, что, по последним данным, в Чувашии среди рабочих специальностей наиболее востребованы автомеханики, сварщики, мастера по обработке цифровой информации, станочники по металлообработке, парикмахеры, повара, электромонтеры. Среди специальностей среднего звена – специалисты по теплоснабжению, электрическому и электромеханическому оборудованию, строительству и эксплуатации зданий, земельно-имущественным отношениям. Среди выпускников вузов – инженеры, в основном в энергетике, архитекторы, педиатры, фармацевты…
– Какие-то изменения в системе профобразования ожидаются?
– В целом основные этапы модернизации завершены. Одно из направлений, над которым мы сейчас плотно работаем, – возрождение в школах профориентации. Создаются, например, инженерные классы, открываются кружки авиа– и судомоделирования. А с этого года мы запустили предметную олимпиаду по робототехнике. Все это дает детям возможность попробовать себя в разных сферах, понять, к чему тянет. Чем раньше школьник определится с будущей профессией, тем легче ему будет потом переориентироваться, получить при желании вторую специальность, возраст ведь позволяет. В этом году девятый класс заканчивают более 11 тысяч ребят, и мы ставим задачу не менее 55 процентов девятиклассников нацелить на получение среднего профессионального образования. Для них планируем создать 6 тысяч бюджетных мест в техникумах и колледжах. Через три года они уже будут с профессией. И смогут выбрать: пойти учиться дальше или работать. В прошлом году, например, в колледжи и техникумы направились 52 процента девятиклассников. В 2012 году – 40. Мы должны дать молодым профессию, а не диплом.
– Обычно родители видят одну дорогу для своего ребенка – вуз, а техникум – для троечников и хулиганов.
– Рабочий с кувалдой, зоотехник с вилами – это все старые стереотипы. Сегодня рабочие профессии стали интеллектуально насыщенными. Этого требуют стремительно меняющиеся технологии производства. Например, раньше, чтобы стать системным администратором, спецом в компьютерных «железках», нужно было получить высшее образование. Сегодня достаточно среднего специального. Качество образования в техникумах кардинально изменилось. И прошедший в начале марта республиканский этап чемпионата Wordlskills Russia показал, насколько «выросли» рабочие профессии – от веб-дизайнера до плиточника. Какой высокой квалификации требуют новые технологии. На чемпионате подростки и их семьи увидели – рабочие нового типа востребованы. А востребованная профессия – это хорошая работа, достойный заработок. Не зря слоган чемпионата: «Быть рабочим – это модно!»

Опубликовано: 19 марта 2015 г.


Читайте также:

3 Ответы

  1. Не зря слоган чемпионата Wordlskills Russia: «Быть рабочим – это модно!» Дети чиновников не идут в сферу производства. То есть они хотят отправить на заводы ЧУЖИХ детей.. Чтобы, что то начало меняться нужны, чтобы дети чиновников пошли на заводы и технические вузы, а газеты и телевидение об этом бы рассказало всему честному народу. Но есть сомнения, что будет так. Быть рабочими — судьба детей из «низов», это жестокая, правда, классового общества.

  2. Всем нужны профессиональные и высококвалифицированные рабочие, но никто не желает платить им достойную зарплату (за очень редким исключением). Какому нибудь менеджеру — это да, рабочему — нет. Рабочий сам должен нести деньги хозяевам за то, что ему работу дают, спецовку… По себе знаю. (Я электрик может быть и не лучший, но далеко не последний)

  3. Что удумали «:..Показательно, что и этот ФГОС составляла рабочая группа во главе с А. Асмоловым, включавшая «инновационных» специалистов из ФИРО, Высшей школы экономики, Психологического института РАО, Института стратегических исследований в образовании РАО, а также тех, кто реализовал новые модели дошкольного образования в регионах России. И не случайно, как указал член группы, уже упоминавшийся нами А. Кондаков, ситуацию с дошкольным образованием они собираются менять, ориентируясь на зарубежный опыт: «Мне ближе всего концепции личностно-ориентированного социально-педагогического подхода, который лежит в основе и школьного, и дошкольного образования Финляндии, Швеции и некоторых других стран. Стандарт должен быть основан на требованиях к образовательной, воспитательной среде, которая обеспечивает достижение результата. В этом отличие от англо-саксонской модели, где главное – академические результаты, которые демонстрируют дети». Показательно, что эта программа была представлена в начале февраля в рамках обсуждения проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Суть его сводится к тому, чтобы всех детей, начиная с ясельного возраста, делить на 4 категории-касты: промышленный пролетариат, сельскохозяйственный рабочий, обслуживающий персонал и креативный класс. Что касается тех, кто не имеет никакого отношения «к эффективной капитализации страны» (то есть «отбракованный» человеческий капитал — бездельники, маргиналы и малолетние преступники), то их будут отправлять на «производственную линию» — по перевоспитанию и постановке в строй.
    «В итоге постепенной селекции и отбора лучших поставщиков воспитательных услуг мы должны получить вновь ожившую экосистему детского движения в российских регионах». В документе указывается также, что «необходимо чётко определить коечную цель планируемого педагогического производства. Какой продукт и для кого создаваемая система должна производить. Для этого нужно подробно описать “эталонный портрет” человека, гражданина, профессионала, который “отремонтированная” система будет иметь на выходе».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.