В прошлом, декабрьском, номере «Сцены» мы сообщили об однодневных гастролях в Чебоксарах Татарского академического драматического театра им. Г. Камала. Но и одного спектакля было достаточно, чтобы понять, насколько это яркий, самобытный, профессиональный коллектив, почему у камаловцев всегда аншлаги и в Москве, и за рубежом.
Восемь дней, с 12 по 19 января, коллектив гастролировал в Москве, показывая свои спектакли на сцене Малого театра. Нынешние новогодние гастроли камаловцев на сцене Дома Островского проходят спустя год после предыдущих, которые вызвали в столице беспрецедентный зрительский успех, какого не знала ни одна из национальных театральный трупп на пространстве бывшего СССР.
Очень напряженными оказались для татарских артистов и первые десять дней наступившего года, предшествовавшие московским гастролям. 3-го и 6-го января коллектив показал зрителям столицы Татарстана сразу две премьеры своего главного режиссера Ф. Бикчантаева — трагифарс «Дивана» по пьесе Т. Миннулина и музкомедию «GO! Баламишкин» (автор пьесы
Ф. Булаков). Одну из этих премьер худсовет Камаловского театра на днях официально выдвинет на суд жюри нынешней «Золотой маски» в номинации «Лучший спектакль года» в России, а также в ряде других.
А непосредственно перед отъездом в столицу, 10 и 11 января, труппа театра показала казанцам третью январскую премьеру — драму П. Кальдерона «Жизнь есть сон», поставленную одним из самых известных ныне в Португалии мастеров современной драмы Алехандро Гонсалесом Пуче. Естественно, показав зрителям три премьерных спектакля, в дни новогодних праздников камаловцы ежевечерне работали для казанцев еще и свой текущий, непремьерный, репертуар. Выходными для артистов были лишь 1 и 2 января. Впрочем, именно в таком, нормальном для театров, режиме трудились в дни новогодних торжеств и все остальные театры Казани — и взрослые, и детские, в отличие от наших чебоксарских — Оперного, Русского и Чувашского академического, которые уже который год подряд в течение двух недель праздника отказываются от вечернего общения со своей взрослой публикой неизвестно по какой причине…
Кстати, во время гастролей камаловцев в Москве зрительный зал их театра не пустовал. В Казани в эти дни выступает труппа Башкирского академического драматического театра им. М. Гафури во главе со своими совсем юным новым главным режиссером Айратом Абушахмановым. Завершатся гастроли башкирской труппы в Казани 22 января психологическим триллером Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» (реж. А. Абушахманов). Это тот самый спектакль, который год назад стал обладателем Гран-при на Международном фестивале тюркских театров «Туганлык» в номинации «Режиссура». Учитывая огромный интерес к спектаклю со стороны театрального сообщества, администрации татарского и башкирского театров сделали все возможное, чтобы постановку смогло посмотреть как можно большее количество людей, причастных к искусству современного театра.
Станислав ДАНЧЕНКО.