– Смутная эпоха безвременья. Везде – деньги: в деревне, в городе – везде. Старые традиции забыты, а впереди – неизведанная дорога. На этой дороге лежит большой камень. Но молодые души не умеют лгать и не умеют поклоняться фальшивым идолам. Они не умеют притворяться веселыми, когда на глаза набегают слезы.
Эти слова в уста загадочного Прорицателя (артист Анатолий Данилов) вложил драматург Борис Чиндыков. Вместе с композитором Николаем Казаковым они перечитали знаменитую поэму
К. Иванова и обнаружили немало точек ее соприкосновения с днем сегодняшним. Так появилась рок-опера, а вернее – мюзикл «Нарспи». 14 декабря в зале филармонии состоялся просмотр нового спектакля.
Сценическая версия новой «Нарспи» стала возможной благодаря гранту Президента ЧР. Руководителем постановочного проекта выступила композитор Валентина Салихова, имеющая организационный опыт по проведению концертов и телепередач «Заветный час» Яркие мелодические обороты, разнообразные ритмы, развернутые арии, хоры, ансамбли – музыка
Н. Казакова, созданная несколько лет назад, как убедились присутствующие на просмотре, не утеряла своей свежести и способности общаться с залом.
Что такое музыкально-сценическое действо в понимании зрителя? Во-первых, это технически полноценный звук. В роли оркестра традиционно выступили два инструмента – компьютер и синтезатор, послушно заработавшие под управлением звукорежиссеров Валерия Игнатьева и Александра Белоусова. Второе важное и дорогостоящее составляющее – свет. Немало усилий было вложено в поиски и концентрацию в филармоническом зале соответствующего оборудования, которым оперировал художник по свету Павел Шарапов.
Удачен подбор исполнителей, прежде всего, юных героев – чувашских Ромео и Джульетты. Звонкий голос и непринужденность сценического поведения отличали Наталью Ильц (Нарспи), которую мягко оттенял лиричный Александр Васильев (Сетнер). Образ до лощености уверенного в себе зла олицетворял солист оперного театра Константин Ефремов (Тахтаман). Сочно прозвучали другие оперные голоса – Константина Москалева и Маргариты Финогентовой, исполнивших партии родителей Нарспи. Темпераментно выступила в партии Свахи Наталья Головина. Исполнители хорошо и слушались, и смотрелись. В связи с этим уместно отметить лаконичную и своеобразную сценографию художника Валентина Федорова и созданные по его эскизам костюмы, в чем-то перекликающиеся с «геометрической» стилистикой полотен Праски Витти.
Хор, основу которого составили артисты ансамбля «Сявал», являлся комментатором, а иногда и непосредственным участником событий. Активное двигательное поле спектакля обеспечил кордебалет. Здесь ставка была сделана на непрофессиональный, но творческий коллектив – детскую студию «Нота «G». Горячее желание принять участие в реализации столь крупного проекта обусловили степень энтузиазма и самоотдачи, с которой работали балетмейстеры-постановщики Евгения Устинова, Кристина Игнатьева и их воспитанники. А собрал все соцветия в единый букет режиссер-постановщик спектакля Андрей Сергеев.
Новая и пока пробная «Нарспи» оставила множество впечатлений. Когда ее увидит зритель? Точная дата пока не определена: конец февраля – начало марта. Будем следить за фазами Луны, поскольку премьеру, как выясняется, нужно назначать непременно в согласии с ними. Впрочем, если судить по первому публичному просмотру, «Нарспи» ждет успех любым вечером.
Ирина ДАНИЛОВА,
музыковед.