[nggallery id=47]
О старении кадров с тревогой говорят на многих предприятиях. Обеспокоены этой проблемой и в Чебоксарском производственном объединении им. В. И. Чапаева, где преобладают 40-50-летние работники, их доля в общей численности коллектива – 77 проц. А чтобы привлечь и закрепить молодые кадры, на заводе уже пятый год действует собственная программа.
Впрочем, дефицит молодых слесарей, электриков, станочников широкого профиля наблюдался до нынешнего года, сейчас картина изменилась. «К нам хотят устроиться молодые рабочие, уволенные в связи с кризисом с предприятий Чебоксар. Но ведь и мы вынуждены сдерживать прием по той же самой «кризисной» причине, заниматься оптимизацией производства, которая в итоге предполагает некоторое сокращение численности. Приди эти молодые специалисты к нам полгода назад, мы бы их, как говорится, с руками и ногами взяли», – сожалеет начальник отдела по персоналу Н. Николаев.
Массовой отправки работников с чапаевского завода на биржу труда не наблюдалось в отличие от некоторых других заводов и фабрик. Хотя одна оптимизация уже прошла, предприятие рассталось с теми, кто продолжал трудиться, находясь на заслуженном отдыхе, таковых здесь примерно 6 проц. Пенсионеры, конечно, собирались увольняться. Только одно дело, когда инициатива исходит от тебя самого, и совсем другое, если к увольнению подталкивает руководство. Драматичность момента здесь пытаются сгладить добрыми словами благодарности и выходным пособием от предприятия, положенным каждому увольняющемуся пенсионеру.
Но если на «чапаевском» возникнет необходимость во второй оптимизации, то молодым добросовестным работникам она определенно не грозит. Их оградит от сокращений и поддержит материально уже упомянутая заводская программа. Оксана Иванова – одна из тех, кто пользуется всеми льготами, предусмотренными этой программой. Выпускница Казанского государственного технологического университета более года трудится инженером-технологом в отделе. А так как девушка иногородняя, из Канаша, то живет в гостинице-общежитии, принадлежащей предприятию. За проживание с молодого инженера не требуют ни копейки, все затраты берет на себя родной завод. На питание, то есть обед в заводской столовой талоны тоже бесплатные. Еще как молодому специалисту Оксане идет надбавка к окладу – тысяча рублей.
И супруги Карамышевы в недавнем прошлом числились молодыми специалистами. Но после трех лет работы с этим льготным статусом приходится расставаться. Зато руководство выдвинуло Ольгу, инженера-конструктора, и Алексея, инженера-технолога, на получение президентских стипендий. Теперь на целый год эта удвоенная стипендия – существенная прибавка к семейному бюджету, который они расходуют только на себя. Детей пока нет, но, даст бог, будут. Кризис в стране, пугающий многих потенциальных мам и пап, не станет тому помехой. «Кризис приходит и уходит, а дети – это навсегда», – заметила обаятельная Оля, а серьезный молчаливый Леша, увлекающийся философией, поддержал супругу одобрительным кивком.
Наверняка не ожидал Анатолий Егоров, пришедший на «чапаевский» после окончания ЧГУ, столь головокружительного карьерного взлета. Устраивался в цех энергетиком, а теперь 26-летний специалист – энергетик производства резинотехнических изделий, в которое входит пять цехов. Работа хлопотная. Бывает, молодого папу отрывают от семьи, в выходные и во время отпуска могут на завод вызвать, если с электроснабжением серьезные неполадки. Конечно, руководство ценит безотказного специалиста, он тоже президентский стипендиат, к тому же получает 50-процентную надбавку за высокую квалификацию. Энергетиком, но только курирующим административные корпуса, работает здесь Евгений Павлов. В свое время его приняли на завод сверх штата, есть на «чапаевском» такой кадровый резерв, к нему обращаются по мере производственной необходимости. Женя хорошо зарекомендовал себя, и вот результат.
В традициях завода проводить конкурсы профессионального мастерства. До последнего времени победителями в них однозначно становились профессионалы со стажем работы, таковы были условия. В прошлом году по предложению совета молодежи конкурсное положение изменили, и главными критериями для молодых специалистов стали производительность труда, производственная дисциплина, наличие собственных изобретений, а не стаж. Вальцовщик производства РТИ Игорь Данилов – один из победителей среди молодых работников. Прошедший армейскую школу парень очень гордится этим и поясняет почему: «Старшее поколение ругает молодежь: и такая она, и сякая, бесперспективная, апатичная. А вот звание «Лучший молодой специалист по профессии» само говорит о том, что есть у человека определенная цель в жизни, причем, согласитесь, хорошая цель».
Так значит, не деньги главное в жизни, уточняю у молодежи с «чапаевского»? Нет, дружно отвечают мои собеседники. Главное – чтобы рядом был хороший человек, который готов пойти за тебя в огонь и в воду, так же как ты за него. Главное – увлекательная работа, когда сам что-то разрабатываешь, внедряешь и ведешь весь процесс от начала до конца. Главное, когда коллектив – как одна семья; молодежь и «старички» вместе выходят на субботник, едут в Казань на экскурсию, азартно состязаются в заводской интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Главное, когда можно запросто подойти к своему наставнику, например, к Алексею Николаевичу Костерину, и он тебе поможет не потому, что начальство обязало, а по велению сердца, оттого говорить с ним можно часами, причем не только о специфике токарного производства. Или когда придешь домой после смены, а родители тебе с улыбкой: «Садись скорее ужинать, продолжатель трудовой династии «чапаевцев». Ну а деньги… Они будут, никуда не денутся. Так думает большинство из 500 молодых специалистов, работающих сегодня на этом предприятии.
Те молодые люди, у которых в приоритетах деньги, деньги и еще раз деньги, здесь долго не задерживаются, без обиняков пояснили в заводском отделе кадров. Но что примечательно, забирая трудовую книжку, они обычно произносят похожие монологи: «Мне так не хочется увольняться. Если бы не зарплата, остался (ась), не раздумывая. Знаю, буду тосковать, у меня начнется «ломка» по вашему заводу». Уходят, но, бывает, возвращаются назад, не прельстившись высокими заработками, за которыми погнались было. Их немного, процента два из всех уволившихся. Кто-то скажет – ну и чудаки, наивные бессребреники. А кто-то приведет незаслуженно забытую поговорку – «Не в деньгах счастье». Но истина, как всегда, лежит посредине, и руководство «чапаевского» намерено по мере возможности и дальше поддерживать молодых работников материально, ведь именно от них зависит будущее предприятия.