«Хочу поделиться мыслями и посоветоваться», – такими словами открыл заседание Общественного совета при Управлении Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике руководитель ведомства А. Дергачев, без прикрас обрисовавший реальность.
На начало мая задолженность в бюджеты всех уровней резко увеличилась. Пока ситуацию в какой-то мере спасает налог на доходы физических лиц (один из основных в региональных бюджетах), его собираемость не упала ниже 95 проц. к запланированному уровню в отличие от «промышленных» налогов – на прибыль и добавленную стоимость. Даже те крупные организации-налогоплательщики, которые с честью выдержали локальный кризис 1998 года, сегодня сдают позиции. И если в прошлом году количество республиканских предприятий, находящихся в процедуре банкротства, уменьшалось, то сейчас оно снова пошло в рост.
Инициаторами введения процедуры банкротства в 87 случаях из 100 выступает вовсе не налоговая инспекция, а коммерческие кредиторы или сами учредители фирм. О финансовой несостоятельности заявляют не только сельскохозяйственные предприятия и небольшие промышленные структуры, но и такие крупные, как строительная компания «Честр», «Волжская текстильная компания». Да что там скрывать, большинство предприятий кризис поставил на колени, и «де-факто» они банкроты, констатировали участники заседания, одновременно подчеркивая, что банкротить их абсурдно. Значит, надо помогать. Но как? Федеральная поддержка существует, только не до всех она доходит. В то же время «центр» советует кооперироваться и сообща выходить из сложных ситуаций. На практике же компромиссное решение, продиктованное здравым смыслом, подчас оказывается прочно заблокировано буквой закона.
Республиканские налоговики, по словам руководителя управления, готовы пойти навстречу предприятиям, испытывающим единовременные трудности с уплатой налогов и вышедшим с заявлениями об отсрочке. Но по федеральному законодательству такая отсрочка может предоставляться только при форс-мажорных обстоятельствах, к которым нынешний финансово-экономический кризис, ясное дело, не причислен. Поэтому на сей счет требуется отдельное разрешение из Москвы. Пока все положительные решения по отсрочке налоговых платежей предприятиям и организациям, принятые на республиканском уровне, из Первопрестольной возвращаются с отрицательным вердиктом. А всего-то надо – убрать из действующей практики непременное согласование с федеральной налоговой службой решений о предоставлении отсрочки. И тогда налогоплательщик не превратится в крупного должника: текущие платежи он будет вносить своевременно, а отсроченные – по графику. Таким образом, и определенные бюджетные поступления были бы обеспечены, и не шло бы речи о масштабном банкротстве, за которым некоторые аналитики усматривают очередной передел собственности под завесой кризиса. Получив отсрочку, предприятие сможет поднакопить силенок, чтобы рассчитаться в срок по замороженным платежам. Ну а если нет, то придется платить сполна. Тут, уж извините, никакого послабления во второй раз налоговики не дадут, и это справедливо. Пока же дорога к банкротству налогоплательщикам открыта, а к оздоровлению, минуя эту малоприятную процедуру, ни одной тропиночки нет. Настрой у налогоплательщиков пессимистический, констатировал А. Дергачев.
Общественный совет не остался равнодушен к проблемам налогоплательщиков. Решено не ограничиваться констатацией фактов и добиваться для региональной налоговой службы права самой решать вопросы, касающиеся предоставления предприятиям и организациям налоговой отсрочки. На первых порах пилотным регионом по обкатке подобной практики готова стать Чувашия. Ведь у нас в порядке эксперимента был успешно опробован не один федеральный проект. Почему бы теперь федеральной власти не поддержать местную инициативу?
Опубликовано: 27 мая 2009 г.