В службе судебных приставов исполнительные производства по взысканию мелких задолженностей – настоящая головная боль.
Долги под микроскопом
Как рассказал главный специалист-эксперт управления ФССП по Чувашии Леонид Симаков, таких дел очень много. Взять, к примеру, РОСП по Московскому району. Недавно пристав этой службы взыскал с 48-летнего чебоксарца… 9 копеек. Такова госпошлина за рассмотрение в суде гражданского дела о взыскании недоимки по налогу. Мужчина был обязан заплатить 9 копеек еще в апреле 2007-го. Но, видимо, настолько смешной показалась госпошлина (исчисляется от суммы налоговой недоимки), что он и не подумал ее платить. В том же районном отделе судебных приставов возбуждено исполнительное производство о взыскании с 28-летней чебоксарки Светланы аналогичной госпошлины на сумму 1 рубль – на должнице она висит уже два года. Сейчас ей дан 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда. Другой горожанин, 50-летний Владимир, обязан погасить долг в Пенсионный фонд по выплате страховых отчислений в сумме 1 руб. 73 коп.
А всего с начала года в Московском районном отделе судебных приставов находилось в работе 33 исполнительных документа о взыскании задолженностей на сумму до 1 рубля, 628 на сумму до 10 рублей и почти 33 тысячи исполнительных документов на сумму до 100 рублей. Подавляющее большинство из них касается взыскания различных штрафов, госпошлины, недоимки по налогам, отчислений в Пенсионный фонд РФ и т.д.
Приставы хотят повысить ставки
Между тем сама процедура взыскания столь незначительных задолженностей вряд ли целесообразна с экономической точки зрения. Поскольку на ведение исполнительных производств по «копеечным» делам и действия по взысканию долгов денег тратится намного больше, чем взыскиваемый долг.
Весной этого года на пресс-конференции руководитель управления ФССП по Чувашии Игорь Корсаков рассказал об инициативе, с которой выступил директор ФССП России Артур Парфенчиков. А он предлагает ввести минимальный предел суммы взысканий, по которым надо возбуждать исполнительные производства, «нижний порог» должен составлять не менее 500 рублей. Вот накопится из копеек и рублей на счету должника такая сумма, тогда и можно возбуждать исполнительное производство. Поскольку затраты по одному исполнительному производству составляют 300-400 рублей, работа приставов в немалой степени уходит «в минус», в результате чего бюджет терпит неоправданные убытки. И, надо заметить, на выбивание мелких долгов тратятся деньги налогоплательщиков.
Возможно, законодатели и сочтут идею главы службы российских приставов по установлению лимита на сумму взыскания заслуживающей серьезного внимания.
Депутат предлагает
А пока что в Госдуму поступил законопроект, направленный на оптимизацию системы принудительного исполнения, как говорится, с другого конца. Внес его 13 мая председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин («Единая Россия»). Он предлагает поправить часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», изменив правила взыскания исполнительского сбора судебными приставами с должников, которые по каким-либо причинам не спешат оплачивать штрафы или другие взысканные суммы. Согласно предложенным поправкам, сбор будет начисляться в дополнение к первоначальному штрафу или долговой сумме после того, как организация или гражданин проигнорируют требование ФССП о добровольном исполнении взыскания. При этом депутат предлагает минимальный размер взыскания исполнительского сбора установить для должника-гражданина в 500 рублей, а для должника-организации – в 5 тысяч рублей. Сейчас приставы-исполнители по закону имеют право начислить в качестве пеней только 7-процентный сбор за собственную работу.
Если поправки будут приняты, то должникам мало не покажется. То есть, если вы задолжали Пенсионному фонду по страховым взносам рубль или не уплатили штраф за какое-либо мелкое административное правонарушение и не спешите рассчитаться, заплатите плюс к рублю соответственно 500 или 5 тысяч рублей. На взгляд депутата, это будет эффективная (по сути, принудительная) мера против незаконопослушных должников, игнорирующих небольшие долговые суммы. Не захотят терять дополнительные деньги – рассчитаются в отведенный законом срок после получения исполнительного листа. И результативность судебных решений повысится, и приставы не будут завалены документами, поступающими для принудительного исполнения. А их с каждым годом, по данным ФССП России, прибавляется. К примеру, в прошлом году количество исполнительных документов перевалило за 35 миллионов. Из них 12,4 миллиона дел, по которым суммы взысканий не превышают 500 рублей.
С законом не шутят
Не один месяц приставы-исполнители охотились за водителем из Красноармейского района. С прошлого года он накопил более трех десятков штрафов за нарушение правил дорожного движения – сумма уже перевалила за 7 тысяч рублей. Приставов избегал. Пришлось объявить принудительный привод штрафника к судебному приставу. Тот иронизировал – что с меня взять, имущества нет. Перестал веселиться, когда прямо в кабинете пристава был арестован его дорогостоящий сотовый телефон. А потом приставы проверили, в самом ли деле парень бедный. В селе, где живет, обнаружили недавно купленную должником иномарку. Для погашения штрафных сумм хватило бы арестовать запасное колесо, автомобильный пылесос и автомагнитолу. Молодой человек, явно не ожидавший такого поворота событий, попытался помешать судебным приставам. А потом за считанные минуты нашел деньги для уплаты штрафов. Однако и после этого не перестал лихачить на дороге. В службу судебных приставов поступили к взысканию еще несколько документов о 300-рублевых штрафах за нарушение сельчанином ПДД. Получается, только с одним штрафником служивые будут возиться еще незнамо сколько, дополнительно тратя казенные деньги.