В Чебоксарах с большим успехом прошел очередной фестиваль бардовской песни, организованный клубом «Живая струна». Уже тот факт, что проходил он в Театре оперы и балета и пустых мест в зале практически не было, говорит о многом.
История чебоксарских фестивалей авторской песни уходит в далекие семидесятые годы прошлого века. На сцене наших, не очень респектабельных залов, вроде клуба строителей, выступали знаменитые и молодые тогда Юрий Визбор, Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Александр Дольский, Александр Городницкий. Достать билеты на эти фестивали удавалось лишь истинным любителям жанра.
Шли годы, фестивали продолжались, но вот содержание и дух их изменились. Из репертуара авторов-исполнителей практически исчезли непритязательные песенки, которые можно было петь у костра или на привале. А ведь именно они составляли основу жанра. Появились многочисленные ансамбли, оснащенные экзотическими инструментами и с репертуаром в стиле «кантри». Все это было совсем не плохо, но к бардам отношения не имело. Фестивали превратились в концерты, лишнего билетика на которые уже не спрашивали.
Тем отраднее, что в последние годы фестиваль возродился в своем первозданном виде и в первую очередь благодаря клубу «Живая струна» и его руководителю Владимиру Кузнецову. О многом говорит его география: кроме традиционных гостей из Казани (Дмитрий Бикчентаев, например, с удовольствием отметил, что впервые он участвовал в нашем фестивале 28 лет назад), Москвы, Нижнего Новгорода в этот раз приехали ребята аж из Воркуты.
Два дня с утра до вечера выкладывались авторы и исполнители. Репетиции, прослушивания, мастер-классы – все это непременные атрибуты любого фестиваля. Да еще сладость общения друг с другом.
В первый день фестиваля выступили почетные гости, во второй – состоится большой гала-концерт участников, прошедших прослушивание и получивших благословение жюри. Собравшиеся с большим вдохновением встретили казанцев Валерия Бокова и Виталия Харисова, москвича Виктора Попова, нижегородца Евгения Вантяева. Горячо аплодировали Юлии Шелест из города Волжского Волгоградской области, Алексею Кириллову из Йошкар-Олы и многим другим. А вот все второе отделение было отдано оному из известных современных бардов – Вадиму Егорову. Его песни знают на всех континентах и у любого туристского костра. Он председатель жюри Грушинского фестиваля и непременный участник других-разных. Сегодня он, пожалуй, единственный из бардов, не ушедший на эстраду и не изменивший своим поклонникам. Благодарные чебоксарцы щедро дарили ему цветы, выражая тем самым свою любовь.
С Вадимом Егоровым у меня связан курьезный случай. Однажды сумел приобрести билет в московский Дом молодежи, где выступали авторы и исполнители. Свои песни пел Вадим Егоров, в том числе и «Балладу о певческой стае», где есть такие строки: «…а впереди летит вожак и звать его Булатом…». Окуджава в это время был за кулисами и готовился к выступлению. Его объявили, он вышел, устроился поудобнее и запел:
Антон Палыч Чехов однажды заметил,
Умные любят учиться, а дураки – учить,
Сколько в своей жизни дураков я встретил,
Мне давно пора уже орден получить.
Дураки любят собираться в стаю,
Впереди их главный во всей красе.
В детстве я думал, вот однажды встану,
А дураков нету, разлетелись все…
Зал так и грохнул со смеху. А громче всех смеялся выскочивший на сцену Вадим Егоров.
Уже после смерти Окуджавы я побывал на концерте Егорова в Чебоксарах, а после удалось с ним пообщаться. Напомнил ему тот эпизод на концерте. В ответ бард грустно улыбнулся и пропел: «Как славно быть ни в чем не виноватым, совсем простым Булатом, Булатом…»
Сегодня классик жанра заметно постарел, как-никак седьмой десяток разменял. А вот песни его – ничуть. Даже те, которые были написаны более сорока лет назад.
Иван РАЗУМОВ.