О ПОЛЬЗЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
В последние годы много говорят об институтах гражданского общества, об усилении их роли и широком участии в различных государственных процессах.
– Необходимость широкой дискуссии, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики, а также когда общество контролирует исполнение государственными органами своих задач, отметил в своем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин, – напомнила министр юстиции Чувашии Надежда Прокопьева. – И Глава республики Михаил Игнатьев постоянно подчеркивает: органам исполнительной власти надо тесно взаимодействовать с общественностью, привлекать население к рассмотрению наиболее актуальных вопросов и участию в обсуждении принимаемых решений, в первую очередь касающихся благополучия самих граждан.
– Кем у нас представлены институты гражданского общества?
– Это граждане и их объединения – общественные и профсоюзные организации, различные творческие союзы, другие некоммерческие организации, коллективные и коллегиальные органы, общественные и наблюдательные советы, инициативные группы.
– А Общественная палата Чувашии входит в число таких «институтов»?
– Конечно. Общественные палаты, созданные в субъектах РФ, в первую очередь призваны содействовать защите прав и интересов граждан, при этом они взаимодействуют с органами власти всех уровней.
– Надежда Викторовна, насколько сегодня актуальны вопросы общественного контро-ля?
– Весьма актуальны. Эта тема поднимается и обсуждается на государственном и муниципальном уровнях, на различных общественных площадках. Например, в апреле этого года Госсовет Чувашии провел парламентские слушания на предмет совершенствования законодательства Чувашии, регулирующего отношения в сфере общественного контроля. На федеральном уровне разработан проект закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
– Он предполагает какие-то новые формы участия и контроля со стороны общественности?
– Скорее, проект законодательно закрепляет уже существующие формы общественного контроля, которые практически сегодня в том или ином виде реализуются, в том числе и в нашей республике. Это общественные мониторинги, проверки, экспертизы, обсуждения, публичные слушания.
– Публичные слушания назначаются по самым актуальным вопросам?
– Безусловно. Например, рассматриваются вопросы о республиканском бюджете и годовом отчете о его исполнении. Проводится публичная независимая экспертиза законопроектов, регулирующих бюджетные и налоговые правоотношения, развитие малого и среднего предпринимательства и других. Также публично обсуждаются проекты государственных программ республики.
– При проведении антикоррупционной экспертизы правовых документов (в том числе и законопроектов), наверное, нужны специальные знания, опыт?
– Это достаточно сложная работа и действительно требует специальных знаний. Ее проводят независимые эксперты. Для получения права на проведение антикоррупционной экспертизы необходимо получить аккредитацию в Минюсте России. Сейчас в республике 10 аккредитованных независимых экспертов (4 юридических лица и 6 физических). Их задача – выявить в правовых документах положения, которые при их применении на практике могут создать питательную почву для коррупционных злоупотреблений. А такое случается.
– К примеру?
– Нормативный правовой акт предусматривает полномочия представителей государственных и муниципальных органов в отношении неопределенного или широкого круга лиц. И эта норма содержит слово «вправе». То есть какой-то сотрудник от государственной власти вправе одному гражданину решить вопрос «положительно», а другому в аналогичной же ситуации отказать. И при этом формально будет все законно, так как он вправе принимать решения по своему усмотрению.
– Насколько активно, на ваш взгляд, общественность участвует в обсуждении правовых документов, которые, в частности, определяют социально-экономическое развитие республики?
– Если честно, хотелось бы ожидать лучшего. Тем не менее активность общественности растет. К примеру, в 2012 году поступило немало отзывов и предложений от общественных и некоммерческих организаций на проект регионального закона «Об уполномоченном по правам человека в Чувашской Республике». Все поступившие замечания и предложения были рассмотрены на заседании экспертной группы, многие из них учтены в проекте закона.
Например, уменьшен с 35 до 30 лет возраст, предъявляемый к кандидату для замещения должности уполномоченного по правам человека, расширен перечень субъектов, которые вправе направлять Главе Чувашии предложения по кандидатам на эту должность, а также перечень оснований для досрочного прекращения его полномочий.
– Помнится, в 2012 году широко обсуждался проект постановления Кабмина республики об определении специальных мест для публичного выражения общественных настроений, мнений по поводу актуальных проблем.
– Да. И тогда поступило много предложений к перечню специально отведенных мест от региональных отделений политических партий, общественных организаций, граждан. Из 112 предложений учтено 51 (45,5 процента). Активно граждане направляют предложения и при подготовке ежегодного Послания Главы республики Госсовету.
Но пока что особо активно они участвуют в публичных слушаниях и процедурах обсуждения, к примеру, касающихся застройки микрорайонов, строительства детсадов, школ, дорог, многоквартирных домов, которые проводят органы местного самоуправления.
– Наиболее действенный и реальный способ участия институтов гражданского общества, в частности, в правотворческой деятельности?
– Как показала практика, это работа общественных советов, созданных при всех органах исполнительной власти Чувашии. В них входят граждане либо представители общественных и других некоммерческих организаций, предпринимательских структур, обладающие опытом и профессиональными знаниями в различных сферах нашей жизни, активные, влиятельные, небезразличные к решениям, которые принимает власть.
– У советов большой объем работы?
– Это зависит от активности самих членов общественных советов. Актуальных вопросов в деятельности органов исполнительной власти более чем достаточно. В прошлом году на заседаниях общественных советов (их было проведено 149) обсудили 297 проектов нормативных правовых актов, разработанных органами исполнительной власти. Также рассматривались наиболее важные вопросы социально-экономического развития республики.
– Ваше мнение о новом ресурсе в сети Интернет «Российская общественная инициатива»?
– Это важное ново-введение 2013 года. Суть его в том, что граждане России старше 18 лет, зарегистрированные на портале www.gosuslugi.ru, могут направить на этот интернет-ресурс свои предложения или инициативы по вопросам социально-экономического развития страны, государственного и муниципального управления.
И они будут рассмотрены, если в течение года после размещения на указанном ресурсе наберут в поддержку определенное количество голосов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (процедура рассмотрения таких инициатив определена Указом Президента России).
Хотелось, чтобы граждане не были пассивными, учились активно защищать и отстаивать свои права еще на стадии разработки правовых документов или на стадии принятия того или иного решения. А нам, представителям органов власти всех уровней, необходимо активнее вести разъяснительную работу о широких возможностях участия общественности в формировании государственной политики, которая определяет нашу с вами жизнь.
Пока сами граждане не будут стремиться заставлять власть что-то делать, ничего не изменится. А профсоюз, к сожалению, сдулся, надо его усилить… нам же, кто где работает.
Профсоюз на стороне, и зависим от, работодателя-одна видимость что защищает работника.От них пользы нет и заслуживает ликвидации.
– Кем у нас представлены институты гражданского общества?
Они представлены надежными и проверенными людьми.
-А Общественная палата Чувашии входит в число таких «институтов»?
В России уже год работает Общенародный Фронт. А в Чувашии он тоже есть.Есть сайт. Есть назначенные люди. Контора пишет. Отчеты всегда вовремя.
– Надежда Викторовна, насколько сегодня актуальны вопросы общественного контро-ля?
Я всегда за общественный «регулируемый и управляемый» контроль
– При проведении антикоррупционной экспертизы правовых документов (в том числе и законопроектов), наверное, нужны специальные знания, опыт?
А зачем. У нас в Чувашии ничего подобного нет и не может быть.
– Насколько активно, на ваш взгляд, общественность участвует в обсуждении правовых документов, которые, в частности, определяют социально-экономическое развитие республики?
Это закон унитаза. Пошумит, пошумит и перестанет. Главное вовремя нажать.
– Помнится, в 2012 году широко обсуждался проект постановления Кабмина республики об определении специальных мест для публичного выражения общественных настроений, мнений по поводу актуальных проблем.
уже было в истории России. И Павел Первый и Николай Первый этим баловались. Не помогло. Все копошатся чего-то. Иосифа Висарионовича им не хватает.
– Наиболее действенный и реальный способ участия институтов гражданского общества, в частности, в правотворческой деятельности?
Конечно. Ведь у депутатов Госсовета на это времени нет
– Ваше мнение о новом ресурсе в сети Интернет «Российская общественная инициатива»?
Это все, конечно, хорошо. Но, как бы чего не вышло. А что скажут там — на верху? Можно, конечно, если там, на верху, смогут за всем этим проследить.
Все организации ,комитеты, фронты делают вид что работают. Оговорочки,отписки, отсылка на приёмах в другие кабинеты, или министерства.Вот такая у них работа на благо народа.У нас все бумаги хранятся как нас отфутболивали и отмахивались.Храним на всякий случай что мы быдло.