«Сегодня много говорится о защите бизнеса – что ему нужно дать свободу для нормального развития. Сколько мне дадут работать в этой должности, не будет свободы в вопросах охраны труда и соблюдения прав работников!» Это не кредо записного ретрограда, а крик души руководителя Государственной инспекции труда в Чувашии И. Баскакова. А разразился он им на недавнем расширенном заседании Межведомственной комиссии по охране труда, на которое пригласили и строительное начальство.В смысле безопасности труда ситуация в отрасли действительно складывается далеко не лучшим образом. Посудите сами – в 2006 году всего в результате несчастных случаев на производстве в республике погиб 41 человек, из них пятеро на строительстве. Год спустя погибших насчитывалось соответственно 37 и 15. Итоги минувшего года – 35 и 12 человек. Не слишком ли заметный вклад вносят в этот печальный список строители?
Конечно, есть у такой статистики и вполне объективные причины. Все последние годы отрасль активно развивалась, росли объемы и жилищного, и дорожного строительства. А чем больше работы и занятых в ней людей, тем выше вероятность несчастных случаев – даже чисто математически. Кроме того, условия труда у строителей особые – их рабочие места чаще всего под открытым небом, рядом с подъемными механизмами и автотранспортом, на большой высоте. Обеспечить безопасность тут сложнее, чем где-нибудь в теплом цеху, например. Плюс устаревшее морально и физически оборудование – проверки показывают, что доля изношенных мостовых кранов, экскаваторов и прочей техники в наших строительных организациях довольно велика.
Все это так, но когда начинаешь разбираться с каждым отдельно взятым несчастным случаем, выясняется, что если бы были соблюдены элементарные обязательные требования, трагедии бы не случилось, говорит И. Баскаков. И приводит примеры – в январе прошлого года на одной из чебоксарских строек с высоты шестого этажа упал монтажник. Причины – не было ни ограждения монтажного горизонта, ни страховочного каната. А после проверки выяснилось, что, подняв здание до шестого этажа, строители даже не удосужились смонтировать лестничные марши. Рабочие поднимались на самую верхотуру через вентиляционные люки, по приставным деревянным лестницам. Беда рано или поздно просто должна была произойти. Или несчастный случай со штукатуром-маляром одного из малых предприятий – женщина внезапно почувствовала себя плохо и упала со стремянки, получила тяжелую травму головы. Как выяснилось позже, при поступлении на работу она не проходила предварительный медосмотр. Может, ей вообще нельзя было работать по этой специальности!..
Ситуацию усугубляет еще и то, что строительным бизнесом сегодня может заняться, по сути, любой желающий. Все, что для этого требуется, – организовать какое-нибудь ЗАО с уставным капиталом в десять тысяч рублей и дать объявление в газету о наборе работников, говорит чиновник. Причем если раньше инспектор по труду вел предварительный надзор за ходом строительства объекта и мог выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, то теперь он не имеет права этого делать…
У строителей – своя правда. ОАО «Дорисс», например, маленькой и никому не известной фирмой не назовешь, это одно из крупнейших профильных предприятий республики. Здесь проводятся и аттестация рабочих мест, и сертификация условий труда, и профосмотры, и диспансеризации. Но несчастные случаи имели место и на его объектах. Главный инженер этой организации В. Шебалков приводит другую статистику – в 70 процентах случаев одной из причин несчастья была банальная пьянка на рабочем месте. Уследить за тем, чтобы работники всегда были как стеклышко, практически невозможно. Но перенести ответственность за несчастный случай на самих пострадавших-виновников не получается – та же инспекция труда непременно сделает замечание.
А чтобы наладить предрейсовый медосмотр водителей автотранспорта, приходится преодолевать просто гигантские бюрократические преграды. Больше полугода ушло на то, чтобы провести несколько экспертиз, оборудовать специальное помещение из трех комнат, в котором фельдшер утром за пятнадцать минут смог бы проверить водителей на предмет трезвости и бодрости. И все равно соответствующая лицензия до сих пор не получена…
Что же все-таки можно сделать сегодня для уменьшения травматизма в отрасли? Представитель отраслевого профсоюза напомнил о том, что на тех предприятиях, где есть профсоюзная организация, несчастных случаев, как правило, меньше. Наверное, лишняя структура, которая будет следить за соблюдением прав работников, не помешает. Еще кто-то высказал мнение, что в кризисные времена травматизм пойдет на убыль сам собой – заказов-то будет меньше. Может, оно и так, но недавно при расследовании очередного несчастного случая выяснилось – причина его в том, что на крепеже груза был занят один стропальщик, а не два, как положено. Не всякая экономия доводит до добра.
Ужесточить наказания для виновных? Действительно, штрафы для допустивших нарушения руководителей сегодня серьезными не назовешь. Что такое три-пять тысяч рублей при зарплате в несколько десятков тысяч? Но уже были случаи, когда люди получали сроки по уголовным статьям. Пока, правда, условные. Наверное, и начальству, и рядовым работникам нужно просто ответственнее относиться к своему делу. Все уже взрослые люди, должны понимать, к чему приводят такие «оплошности»…
И. Герасимов.
Опубликовано: 6 мая 2009 г.