Он просыпается, пьет кофе, выгуливает собаку и отправляется туда, где рождается волшебство. Там утренние репетиции и вечерние прогоны, долгожданные премьеры и старые, но любимые спектакли. Бессменный помощник режиссера Анатолий Федоров уже около полувека на сцене и за кулисами Чувашского театра оперы и балета.
Ему знакомы романтика трех звонков и дыхание занавеса, высота колосников и запах «свежих» декораций, мощь штанкетов и эхо аплодисментов.
Про таких говорят: «Вся жизнь – театр». Собрав за плечами многое, хочется оглянуться назад и поговорить о том, как все начиналось.
– Сколько себя помню, я всегда пел, – рассказывает Анатолий Павлович. – В четвертом классе выступил в школьном концерте, и с этого момента сцена стала для меня смыслом жизни.
Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии распахнул двери позднее, а прежде… После горнопромышленного училища предстояли два года напряженной работы в шахте и служба в армии. Но даже тогда талантливый юноша не забывал о сцене, участвуя в вечерах художественной самодеятельности. Объявление о наборе вокальной студии при Чувашском музыкально-драматическом театре перевернуло его судьбу. Анатолий Павлович с трепетом вспоминает основателя коллектива Бориса Маркова:
– Он был удивительным человеком: вдохновлял, увлекал и заставлял верить в силу искусства. Борис Семенович мастерски сплотил нас, таких разных, в единый организм и буквально заразил желанием творить.
Театральный мир бурлил и очаровывал изобилием красок. В зале часто царили аншлаги, так что некоторые спектакли выдерживали по нескольку сотен показов. Гастрольная карта разрасталась на глазах. Выступления музыкальной труппы в Москве, Ленинграде, Минске, Гродно, Махачкале, Мурманске, Курске, Североморске, Калуге и других уголках страны не могли не окрылять.
Сегодня «за пазухой» у Анатолия Федорова около тридцати ролей. Среди них Граф Чепрано в «Риголетто» и Нотариус в «Севильском цирюльнике», Микса в «Сильве» и Патриарх в «Борисе Годунове». Но особенно незабываемы его образы в музыкальных комедиях, в том числе «Три свадьбы», «Под душистой сиренью», «Любимые Чебоксары» и «На реке Аниш». В последней постановке двадцатитрехлетний артист хора дебютировал ассистентом режиссера, а через пару сезонов Борис Марков предложил ему пост помрежа.
– Я бы назвал свой труд «изнанкой спектакля», – размышляет Анатолий Павлович. – На моих плечах лежит то, что скрыто от зрительских глаз. Дело не только в технических задачах. Например, я слышу, насколько взволнованно бьются сердца артистов, когда до выхода на сцену остаются считанные секунды… По-моему, в этом есть некая тайна. Кстати, я до сих пор «балуюсь» выступлениями в спектаклях. Но за кулисами, как правило, происходит самое интересное!
Мария МИТИНА
Самый Лучший работник!!!)