Праздник осеннего богатства

i5У каждого народа, чья жизнь связана с земледелием, издревле был праздник, знаменующий окончание сбора урожая. Есть он и у чувашей. «Кер сари», «Автан яшки», «Кер сурти», «Автан сари», «Чуклеме»… – в разных регионах праздники назывались по-разному, и, может, даже в чем-то отличались. Но суть одна – благодарение за новый урожай и моление за будущий обильный. Делали это сообща, собираясь всем селом. Из зерна нового урожая пекли хлеб, варили пиво, и просили у богов для всех членов рода здоровья, достатка и благополучия, защиты от пожаров, врагов и стихийных бедствий…
Сегодня эти праздники возрождаются, приумножаются, обрастают новыми традициями. Причем, празднуются они во всех регионах компактного проживания чувашей, и так же, как и в старину, носят разные названия.
Чуклеме – гимн великому крестьянскому труду

НИКТО ЧУЖИМ НЕ БЫЛ
Красноярским чувашам больше по душе пришелся Чуклеме – ибо такой праздник отмечался еще в первой половине XX века в каждом чувашском селе губернии. А нынче он, возобновленный, в масштабе края прошел в третий раз.
– В этом году праздник вызвал еще больший интерес. На него съехались, прослышав, чуваши из самых отдаленных районов края, – рассказал президент Красноярской краевой национально-культурной автономии чувашей Геннадий Храмов. – И также по традиции приехали к нам сородичи из Хакасии и Чувашии».
Кстати, почетным гостем чувашского праздника урожая был нынче и митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон, что, по словам Геннадия Ивановича, совсем не противоречит духу торжества. «Ведь наш праздник – не языческий в чистом виде. В период освоения Сибири чуваши проводили Ч?клеме с учетом принятия православия. Сам ход праздника и освещения зерна нового урожая проводили старики, но обращения и просьбы были господу Богу. Чуклеме символизирует трудолюбие, гостеприимство, стремление к добру и справедливости, что проповедует и христианство».
Рассказывая об уже сложившихся за три года традициях, «предводитель» красноярских чувашей не без удовольствия добавляет: «Так праздник не отмечают даже в Чебоксарах!»
Каждый год Чуклеме в Красноярье проходит в разных районах, нынче его встречала столица губернии. В хоровод дружбы вместе с чувашскими коллективами художественной самодеятельности, как и в прежние годы, встали русские, казаки, татары, башкиры, белорусы, литовцы, украинцы, поляки, эвенки, казахи, хакасы, киргизы… «Наш Чуклеме – праздник для всех народов края».
По признанию красноярских СМИ, потрясали воображение национальные подворья, где столы ломились от даров природы, взращенных трудолюбивыми руками: «Чего здесь только не было: и овощи, и фрукты, и ягоды и грибы». И конечно же, всем по вкусу пришлись национальные блюда – ш?рттан, п?ремеч, кук?ль, хуплу и прочее. «Все аппетитно и вкусно». А по-другому и быть не могло: ведь каждая хозяйка лелеяла надежду стать победителем конкурсов «Гостеприимное подворье», «Лучший пивовар», «Самый большой вкусный пирог», «Самые маленькие пирожочки (кук?ль)».
Впрочем, нынче активисты автономии разнообразили программу празднования, показав многочисленным гостям мини-спектакль о том, как отмечали сибирские чуваши Чуклеме в старину. Воспоминания старожилов чувашских деревень продемонстрировал известный в крае фольклорный ансамбль «Дубравушка», и только после него начался праздничный концерт.
«Весело, с песнями и танцами, с шутками и прибаутками отмечали Ч?клеме, и никто не чувствовал себя чужим или одиноким. Так и должно быть, ведь все мы – один народ, сибиряки», – пишет, в частности, газета «Красноярский рабочий».

ПРОЩАЛИ ОБИДЫ И МИРИЛИСЬ
В третий раз отпраздновали Чуклеме и в Самарской области. Там он носит название межрегиональный фестиваль чувашской культуры и нынче был посвящен пятилетию образования Национально-культурной автономии чувашей области.
– У самарских чувашей Чуклеме издревле был одним из самых торжественных обрядов осени. В это время (праздник проводился в дни осеннего солнцестояния) наши предки кланялись земле, благодарили ее за щедрый урожай, – говорит один из инициаторов и организаторов праздника, президент национально-культурной автономии Самары Людмила Павлова. – Также в эти дни ходили в гости, прощали друг другу обиды и мирились. Мы в свой новый древний праздник тоже заложили принципы гостеприимства и дружбы. Потому каждый раз приглашаем на него соседей, друзей, знакомых».
Нынешний Чуклеме, по признанию гостей, прошел также ярко и весело. Официальная часть, которая включала поздравления и поощрения активистов общественных организаций, ничуть не нарушила принятый ход праздника. В импровизированных двориках все также угощали пивом, национальными блюдами, демонстрировали декоративно-прикладное творчество народных мастеров. Незабываемое впечатление оставила выставка «Королевство спелых плодов», где столы ломились от даров, собранных на огородах и в садах. И на каждом по традиции стояли каравай хлеба, чакат (круг сыра) и бочонок с пивом.
Гвоздем торжеств стал показ со сцены Дворца культуры им. Литвинова г. Самары самого обряда освящения урожая, где приняли участие и хозяева, и гости.
«Посланцы из разных районов края, Башкортостана, Татарстана, Ульяновской области выходили на сцену, выливали в общий чан чарки пива, в другой сыпали свежемолотую муку нового урожая. Какое разнообразие и красота костюмов были явлены при этом!» – отмечает сайт Дома дружбы народов Самары. Обрядовую молитву с благодарностью за щедрый урожай и просьбой о помощи в следующем году произнес мачавар, почтенный старец Александр Пешне, специально приехавший из Ульяновска. Затем все исполнили земледельческий гимн «Алран кайми аки-сухи…»

ЧТОБЫ УРОЖАЙ БЫЛ НЕ ХУЖЕ
22.10.13_20Торжественно и величаво прозвучал нынче гимн в честь хлеборобов и на Урале. В Екатеринбурге осенний чувашский праздник урожая прописался под названием «Кер сари».
Проводится он там не первый год, и его с удовольствием посещают представители других народов области. Нынче своих гостей уральские чуваши поразили сразу двумя старинными обрядами – ниме и поминанием умерших. Вот как комментирует такую программу одна из гостей-участниц екатеринбургского «К?р с?ри» молодежная креативная команда «Кадэрне» чувашской национально-культурной автономии Челябинска. «Особое место на осеннем празднике занимали ковши со свежесваренным пивом. Они посвящались кому-либо или чему-либо – человеку или событию. Сопровождались поклонами, благословениями, традиционными шутливыми текстами, произнесением тостов. Так было и нынче. Кстати, гостям наши выступления понравились, они это выразили в пожеланиях, чтобы в следующем году урожай был не хуже, и пиво не переводилось в бочонках чувашских семей».
Кстати, отмечают «Кер сари» и в Чувашии. На днях его отпраздновали в Чебоксарском районе и в столице республики. Жителям Атлашевского сельского поселения старинный обряд продемонстрировал народный фольклорный ансамбль «Шордан», а для жителей Калининского района Чебоксар праздник устроил городской комплексный центр социального обслуживания населения.

 

5 Responses

  1. Я рада, что наши национальные традиции не забывают, это дает уверенность в нашем будущем. Дай Бог вам всем здоровья, что вкладываете в это свою любовь, уважение нашим традициям.

  2. Хорошая статья! Сейчас народу необходимо помнить о своих корнях.У каждого народа есть свои национальные праздники — это праздники сердца, души народа. Это сближает и соединяет людей разных интересов, увлечений, профессий и национальностей.

  3. Я очень благодарна нашим землякам из Самары,Екатеринбурга,Алташевцам и гостям Самарского праздника за то,что они тоже вложили свой вклад в возрождение наших национальных традиций и уверена в том,что в наступающем году этот список увеличится и наши древние обычаи предков будут проводится повсеместно.Хочется закончить свой комментарий словами из благодарственной молитвы этого обряда ….» Великий и добрый Боже!Мы просим у тебя здоровья всему народу от мала до велика.Просим мира в обществе,согласия в семействе…»

  4. Спасибо Светлане Барабановой за неустанный труд по сохранению ансамбля Дубравушка! Старайтесь нести истинно народную чувашскую музыкальную культуру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.