Африканские контрасты

В Египте каждая женщина может почувствовать себя королевой

ПРИЕХАЛИ. РАЗДЕВАЙСЯ!

Когда мы собирались в Египет, в турагентстве нас заранее предупредили: чистотой местные города не отличаются, везде мусор, пыль, песок. Впрочем, меня, бывавшую не раз и в наших деревнях, и на чебоксарских стройках, эти слова особо не впечатлили. Мало ли где мусора не бывает. Зато там тепло!
Наша поездка пришлась на начало октября прошлого года. Чебоксарцы и москвичи уже кутались в пальто, а в Хургаде – жара в 35 градусов. Некоторые пассажиры, не успевшие переодеться в самолете, так и сходили по трапу – с наспех снятыми свитерами и куртками в руках.
До отеля минут двадцать. И все это время по обе стороны дороги видели стройки. Бетонные балки с торчащей арматурой были засыпаны горами песка, деревяшек и прочим мусором. Все это безобразие огораживал забор с красивым восточным орнаментом. Гид Али оптимистично заметил: “Уже через пять лет вы не узнаете этих мест. Здесь будет самый красивый из всех африканских курортных городов”.
Али рассказал и о некоторых особенностях местного строительства. Оказывается, хозяин будущего отеля покупает два участка земли: один под сам отель, другой – под отходы жизнедеятельности отдыхающих, которые пойдут на удобрения – в песчаном Египте они считаются почти валютой.

НА ОДНУ ДЕВЧОНКУ – ДЕСЯТЬ РЕБЯТ

На первый взгляд местное население состояло из одних лишь представителей сильного пола: приветливых, галантных, говорящих комплименты на всех языках, в том числе и на русском. Куда бы вы ни зашли, вам обязательно улыбнутся, скажут пару ласковых слов, угостят персиком и предложат выйти замуж – мол, всю жизнь мечтали жениться на русской.
Частенько гуляли мы по ночной Хургаде. От ее бравых молодцев не было проходу. Каждый норовил прикоснуться, заглянуть в глаза. Хорошо, что в нашей компании был один парень – отбивал, как мог. Однажды какой-то торговец, отчаявшись предлагать табак и уголь для кальяна купить, сказал ему вдогонку: “Повезло тэбэ, три жена ест!”
А русские девушки здесь действительно популярны. В этом мы убедились, когда пришли в лучший, по словам местных жителей, диско-бар “Аква Фан”. В объятиях египетских “мачо” сидели за столиками русские девицы. Пили коктейли из местного жженого виски, агавовый и апельсиновый соки, курили и соблазняли короткими сарафанчиками угощавших их арабских парней.
Вообще-то для египтян такой диско-бар, как для нас казино, – дорогое удовольствие. Средний заработок здесь составляет 100-150 долларов. На эти деньги египтянину надо и семью кормить – жены-то не работают.

ВСЯ СИЛА – В ТРОСТНИКЕ

Местная кухня для не привыкшего к экзотике русского желудка – особое испытание. Почти во всех отелях меню – под европейцев. Но местные повара все равно придают пище восточный колорит, щедро сдабривая ее специями. Острейшие, обжигающие язык блюда плюс изобилие свежих фруктов: от такой “гремучей” смеси у некоторых туристов сразу случалось расстройство желудка.
В многочисленных городских ресторанчиках и кафе можно было продегустировать дары Красного моря. Мы тоже собрались отведать кальмаров, креветок и прочую морскую снедь. Но картина, увиденная у входа в ресторан, отбила напрочь аппетит. На бетонной плите, огороженной от проезжей части невысоким бордюром, темнокожие повара разделывали рыбу. Вонь стояла нестерпимая. Сверкал большой нож, летали мухи, голодные собаки подпрыгивали, чтобы поймать отбросы. Нет уж, от такого угощения лучше отказаться…
Единственное, что мы отважились попробовать, – это тростниковый сок. На улице в маленькой будочке стоял большой агрегат с тремя отверстиями. Мальчик-подросток вставлял в одно из них несколько длинных палок зеленого тростника, через несколько секунд из другого конца выходил жмых. Из третьей дырочки в ведерко тем временем лился сок. На вкус – приторно-сладкий сироп, чем-то напоминающий березовый сок, только гуще. Пока мы наслаждались напитком, к будке подъезжали на велосипедах мальчишки, подходили мужчины и наполняли пластиковые бутылки тростниковым нектаром. Его здесь пьют уже пять тысяч лет: во-первых, в этом соке много витаминов, во-вторых, считается, что он хорошо помогает мужской силе.

ПО УЛИЦЕ ХОДИЛ МАЛЫШКА КРОКОДИЛ

Незабываемые впечатления оставила древнейшая столица Египта, некогда называвшаяся Фивы, а ныне – Луксор. Ехать сюда – всего шесть часов. И по дороге много чего можно увидеть.
Чего стоят только жилища бедуинов. Посреди песчано-известняковых гор прячутся маленькие бетонные коробки с прорезями для окон. Вместе с хозяевами живут в них небольшие черные козочки – кормилицы людей пустыни. Беспокоиться не о чем – дождей здесь нет, а жара настолько сильная, что бактерии моментально погибают.
А сколько в Луксоре кошек! Местные Мурки свободно гуляют в кафе, по городу. И их никто не трогает: кошки здесь считаются священными животными, символами благополучия и счастья. Они обязательно должны быть в каждом доме. Если кошка умирает, на семью обрушивается большое горе. И хоронят ее, как человека, – с почестями, причитаниями, в сопровождении процессии. Неудивительно, что этот пушистый зверек – любимый образ местных резчиков по камням, художников по росписи на папирусах и тарелках.
Вообще египтяне к братьям меньшим необычайно терпимы. С ними мирно уживаются даже маленькие крокодильчики, обитающие в каналах. На людей они не нападают. Их старшие кровожадные собратья, говорят, давно переселились за Асуанскую плотину.
…Крокодилы, пирамиды, бескрайние пустыни и ласковое море – совсем другая жизнь предстает перед глазами после всего-то четырех часов полета. И невольно изумишься: какая богатая у нас все-таки Земля.

И. ЧЕРНОВСКАЯ.



Читайте также: