Предъявите талант, пожалуйста!

Свыше 150 начинающих амбициозных (хотелось бы верить) литераторов собрал первый республиканский форум молодых писателей, состоявшийся в минувшую пятницу в театре оперы и балета. Мероприятие изначально задумывалось организаторами как диалог, в котором тон задавала бы сама литературная молодежь. Но дискуссии не получилось.
Огромный круглый стол в многофункциональном зале театра, свободные микрофоны, возможность высказаться и напрямую довести свою точку зрения до широкой общественности. Литературная молодежь впервые встретилась в таком формате. Министр культуры республики Р. Лизакова, проявившая большой интерес к форуму, вкратце обозначила круг вопросов, на которые искались ответы. Во-первых, понять, в каком состоянии находится современная молодежная литература. Во-вторых, определиться, как помочь молодым авторам найти себя, путь в своему читателю. Давненько не протягивали пишущей молодежи такую руку помощи. Инициатива встречи исходила от двух творческих организаций, занятых одним делом, – Союза профессиональных писателей и Союза писателей республики. Минкультуры идею активно поддержало.
Следует заметить, что форум молодых писателей по духу и содержанию вышел далеко за рамки вопросов из повестки дня. На нем четко и ясно прозвучала идея объединения двух творческих организаций: литература и читатели у нас одни, делить писателям нечего, от разобщенности никто ничего не выигрывает. А молодая творческая среда, обсуждение ее проблем – это удобный повод для решения и других вопросов. Будущее литературы, объединение союзов – эти мысли постоянно витали в воздухе.
Они были важными, но не доминирующими на первом республиканском форуме молодых писателей. Главное, по мнению министра Р. Лизаковой, «издать однажды такой сборник, после которого должно начаться измерение новой литературы. Пусть это будет тонкая брошюра, но это должны быть ростки нового». Иными словами, ждем появления в свет новых Константинов Ивановых и Михаилов Сеспелей, которые должны сказать свое слово в литературе. Ситуация, вообще-то, уникальная – пожалуй, еще ни разу не говорили молодым писателям таким открытым текстом: создайте новое в литературе, а мы с радостью поможем донести его до читателя. Казалось бы, открытие таких возможностей вдохновит молодых литераторов и приведет их к эмоционально-творческому взрыву. И побегут они к микрофону, чтобы, толкая и перебивая друг друга, рассказывать о своих творческих поисках и удачах, говорить о трудностях при издании произведений, делиться проблемами…
Но ничего подобного не произошло. Зал ответил молчанием и внимал аксакалам, которые говорили о высоком призвании писателя и опасности увлечения всякого рода «измами», о героях современной литературы. Порой создавалось впечатление, что молодым литераторам грех жаловаться на недостаток внимания к собственному творчеству. Их издают, в литературном процессе активно участвуют различные организации – от библиотек, фондов до книжного издательства. Так что же мешает, чего не хватает молодым? По мнению известного уже литератора В. Беляевой, принимавшей участие в восьмом форуме молодых авторов России и представляющей в Приволжском федеральном округе интересы литературной молодежи Чувашии, писатель должен находиться в теме, в гуще литературных процессов, чтобы «не изобретать велосипед», и быть на голову выше своего читателя – иначе что можно ему сказать, и, главное, станет ли он читать тебя? Мудро напомнила Валентина и об ответственности писателя за написанное им слово. Другого молодого автора Д. Моисеева волнуют более «прозаические» вопросы. Для творческого роста, заявил Дмитрий, нам нужна площадка для творческих встреч. Кроме того, продолжил он, хорошо бы ежегодно издавать сборник лучших произведений молодых авторов.
Забегая вперед, скажем, что эти и другие предложения, прозвучавшие в основном из уст отнюдь не самых молодых писателей, попали в список первоочередных мер, которые будут реализованы по итогам первого форума молодых писателей. Заметим лишь, что по большому счету предложения не новые, из разряда «хорошо забытых старых». Но если они помогут пробиться новому, то можно считать, что задача выполнена. Ждем появления новых «Нарспи».

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

5 Responses

  1. Моё сугубо личное мнение:

    Из статьи – (По мнению известного уже литератора В. Беляевой) «…чтобы «не изобретать велосипед», и быть на голову выше своего читателя – иначе, что можно ему сказать, и, главное, станет ли он читать тебя?»

    Если ТЫ будешь на голову выше своего читателя, то можешь сразу ЗАБЫТЬ, что он ТВОЙ читатель!!!
    Чтобы увлечь своим творчеством, надо не уровнями меряться, а жить этой же жизнью, которой живут читатели, чувствовать то, что чувствуют другие и суметь передать всё это красиво, а возможно и направить своим творчеством читателя в нужное русло, чтобы ТЕБЯ действительно признали ПИСАТЕЛЕМ, а не «пытающимся изобрести велосипед».
    О каком бы УРОВНЕ ни говорилось, в любом случае, после выхода первого экземпляра Вашей рукописи будет сразу понятна оценка читателей по их интересу к предлагаемой литературе!

    Из статьи — «Мудро напомнила Валентина и об ответственности писателя за написанное им слово»
    Можно мудро о многом напоминать, НО! Было бы не плохо и самой Валентине, следить за тем, что она говорила на форуме в адрес молодых писателей, на вопрос министра культуры нужно ли оговорить координаты для связи… — все присутствующие услышали от мудрого литератора Беляевой: «…Надо просто ТУПО взять листок бумаги и всё записать…»
    Извините, но лично я среди присутствующих «тупых» на Форуме молодых писателей не заметил!!!

    Чтобы говорить о культуре письма, нам, прежде всего самим надо быть культурными людьми!
    С уважением,

  2. На это историческое собрание ходила одна знакомая, сказала, что нагнали туда студенток, которые может быть в жизни одно сочинение написали на тему «кем быть». ОТкуда 150 молодых писателей?! Вы что, с ума что ли сошли? Да сейчас каждую мало мальски читаемую рукопись с руками оторвут в любом издательстве, в том числе и в самом богатом московском! Остальное — хлам. Которого и так много печатается. Сейчас в стол никто не пишет. Наоборот — любой, у кого есть хоть четверть захудалой мысли, книги строчит. Неужели опять возвращаются прекрасные времена, когда писателей будут делить на политически лояльных и всех остальных и лояльных начинают выращивать в хорошо отапливаемом, читай оплачиваемом, инкубаторе? Мрак!

  3. чукча не читатель, чукча писатель!

  4. 1. Интересно рассмотреть архитектурную среду этой встречи (см фото). Картинка ярко раскрывает тему архитектуры и власти.Это не зрительный зал с президиумом и бесконечными рядами слушателей, т.к. новое Мин. культуры на голову демократичнее всех старых. Но огромное фойе театра также слишком пафосное и холодное место для «разговора по душам». Собрались ведь не чиновники и лауреаты перезаслуженные всякие, а молодые писатели. Им бы посидеть у костра, поесть-поговорить и заниматься мозговым штурмом. Такие т.н. проектные технологии очень продуктивны, они применяются в России со времен батьки Сороса.
    Выезжайте на природу (на какую-либо базу отдыха типа «Березка»), освежите мысли, рабудите идеи.
    2. В чем сегодня проблема писателя как творческой единицы (всякие житейские понятны без слов)? Никто не мешает писать, чернила и бумага есть. Два Союза? — их может быть десять, если есть таланты. Зачем подгребать всех под одного.
    Негде печататься? — есть страницы интернета (и кажется, Чув. Респ. объявлена центром российского интернета). Можно делать литературный альманах в сети (в небольшом нижегородском Городце есть подобный обширный сайт). Главное — писать интересно, талантливо и стараться показывать народу.
    И что за словечко — «амбициозных» — по отношению к писателям… Что-то из лексикона спорта, чиновничества, наглецов. Мы ведь не такие.

  5. Архитектура встречи показывает еще нагляднее, что все эти форумы — лишь для отчетных цифр, польза которых ведома лишь чиновникам. Меня всегда поражала эта бесплодная активность, когда постоянно ищется что-то якобы новое, кто-то якобы свежий, а то, что уже кем-то найдено (не чиновниками) вообще не принимается во внимание. Если дают деньги для развития культуры (а их ведь дают так мало!), то почему бы не поддержать уже имеющийся поэтический фестиваль, который не был заорганизован, как эти правильные встречи, действительно собирал таланты, действительно проводил настоящие встречи, а не с 2 1/2 писателями и молодыми авторами «на голову выше своего читателя». Был еще фестиваль «Скандинавия-Поволжье», который посвящен Айги. Такой бренд можно было развивать! А его провели два раза и он исчез за неимением средств и кураторов.

Добавить комментарий для Jeffry Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.