«Узорчатый занавес» станет фестивалем
На пресс-конференции о XIV Республиканском конкурсе театрального искусства «Чентерле? чаршав» (Узорчатый занавес) организаторы рассказали журналистам, что отныне конкурс будет проводиться по новым правилам.
Министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Вадим Ефимов, отметивший значимость конкурса в местной культурной жизни, сообщил, что члены оргкомитета пришли к выводу – в порядок проведения конкурса необходимо внести коррективы. И эти коррективы были внесены.
Если раньше каждый театр называл номинантов самостоятельно, то теперь коллективам дано право выдвинуть лишь два своих лучших спектакля – один детский и один взрослый. А уж кого из создателей этих постановок выдвигать на номинации, решит жюри. Номинации остались прежние. Это лучшие – спектакль года (режиссура), спектакль для детей, женская и мужская роль, эпизодическая роль, сценография и музыкальное оформление спектакля. Правда, и тут не без сокращений – не будут выбирать лучшего драматурга.
Оптимизация коснется и сроков проведения конкурса. Раньше жюри знакомилось с выдвиженцами в течение месяца. Сейчас «Узорчатый занавес» отшумит за две недели. Причем конкурс решено превратить в фестиваль, по аналогии с «Золотой маской». То есть за две недели до объявления победителей, а это традиционно происходит в День театра, 27 марта, на сценах театров-участников пройдут все выдвинутые на премию постановки.
У этой организационной версии есть свои плюсы и минусы. Очевидный плюс – появление в театральном арсенале нового фестиваля, у которого масса возможностей. Например, бенефисы, различные акции, приглашение гостей из других регионов как бонус для зрителей и взаимодействие с коллегами самих коллективов. Правда, пока подобные предложения не прошли. И в этом году зрители увидят все то, что они могли увидеть и без нового фестиваля, просто купив билет на репертуарный спектакль. Единственная разница – зритель будет знать, что коллектив считает эту постановку лучшей в году.
Еще один плюс. И взрослые, и детские спектакли выдвигают все театры. Так что утренники взрослых театров посоревнуются со спектаклями коллективов, изначально ориентированными на детей. В этом есть определенная интрига. То же самое касается и взрослых спектаклей. Хотя куклам для взрослых все равно будет трудно конкурировать с масштабными операми. Но все же такой расклад больше напоминает игру на равных, нежели «Борис Годунов» и «Три поросенка» в одной номинации.
Но есть у новой схемы жирный минус и давние «недоделки». С выдвижением лишь одного спектакля, где жюри будет отбирать и эпизоды, и главные роли, и режиссеров с художниками и музыкантами, выбор, и без того небольшой, сузится еще на порядок. За скобками неминуемо останутся многие интересные работы. Организаторы убеждают, что жюри трудно смотреть большое количество спектаклей, в которых иногда бывало лишь по одному номинанту. Но в таком случае возникает вопрос – что же это за жюри, члены которого не знают, что вообще идет в наших театрах?
Само выдвижение лучших спектаклей худсоветами – тоже нонсенс, так и неизжитый новой схемой. Это, конечно, облегчает проведение конкурса, но, увы, не делает его престижнее. Театры могут предлагать что-то на конкурс, но определять участников, как это делается на настоящих конкурсах, может лишь отборочное жюри. К сожалению, не счел нужным оргкомитет включить в реестр «Узорчатого занавеса» номинацию «За честь и достоинство», отсутствие которой лишает конкурс сердечной памяти и преемственности.
Однако посмотреть, как же пройдет конкурс, а теперь и фестиваль, по новой схеме, будет весьма любопытно.
Афиша фестиваля выглядит так.
- Театр оперы и балета. Сарпиге. Али-Баба.
- Русский драматический театр. Бешеные деньги. Красная Шапочка.
- Чувашский драматический театр. Баба-Шанель. Лысый черт.
- ТЮЗ им. М. Сеспеля. По следам первоптицы. Птица счастья с 9-го этажа.
- Кукольный театр. Чебоксарская сказка. Беда от нежного сердца.
- Экспериментальный театр. Сказки-рассказки.
МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
С. Ермолаева, директор русского драматического театра:
– Мы с удовольствием поддержали изменения в порядке проведения конкурса. Нельзя все время одинаково его проводить.
В. Фошин, директор театра оперы и балета:
– Мне импонирует, что конкурс превратится в праздник. Это будут две недели фестивальных спектаклей. Теперь нет номинации «музыкальный спектакль», а есть просто лучший. Мы надеемся, что не останемся без номинации.
Е. Абрамова, директор кукольного театра:
– Такой формат удобен. Мы будем выступать на равных со взрослыми театрами. Это большая ответственность.
С. Васильев, художественный руководитель ТЮЗа им. М. Сеспеля:
– Очень хорошо, что конкурс стал фестивалем, мы к этому долго стремились.
Я, конечно, очень далека от сценического искусства и могу судить лишь как зритель. Мне очень интересно узнать, чем же руководствовались, выдвинув спектакль «Баба-Шанель». Разве что на сильнейший актерский состав, который был выставлен на премьере?..
Решение худсовета в данном случае не оспаривается. Подождем, кого выберет жюри.
Спасибо! Очень грамотная статья.
А по поводу «Бабы-Шанель», уважаемая Вера, и у менясамо-собой вырывается реплика — наверняка чтоб «Лысому черту» не было скучно!
В дни новогодних праздников с ребенком посетили чувашский драматический театр, смотрели спектакль «Лысый черт». Новогоднее представление у елки оставило намного больше позитивных воспоминаний. Спектакль не понравился начиная от названия (маленьких детей воообще-то учат, что слово «черт» ругательное), и кончаяч и содержанием, и игрой актеров. Содержание очень запутано и неинтересно даже взрослому (мне, в частности), и суть действия все время как-то перескакивает с одного а другое… С трудом удерживала ребенка в кресле, было неинтересно. Единственное яркое впечатение осталось от персонажа «Избушка»: и костюм запоминающийся, и игра актера интересна. Остальные, к сожалению, как-то растворились без впечатлений. Много раз смотрела спектакли в этом театре и впервые получилось разочарование. Сожалею.
ПРо эти новации можно сказать- смешались в кучу кони люди. Нельзя ствить в одну номинацию балет оперный спектакль детский спектакль. Это разные жанры и оценивать их надо отдельно по жанрам.Эта каша в оценках- результат малограмотности орканизаторов и руководства министерства культуры.А одобрение директоров -это неудивительно. Они все одобрят что исходит от вышестоящих.Неужели не надоело это коллективное — одобрямс.