МЕСТНЫЕ ПРОДУКТЫ НА ПРИЛАВКАХ НЕ ВЕЗДЕ В ПОЧЕТЕ
Доля товаров местного производства в торговом обороте республики, по данным Минэкономразвития, на сегодня составляет порядка 57%. Как отразится на этом показателе нынешний кризис? Судя по всему, не лучшим образом.
Наиболее серьезные финансовые осложнения возникают у небольших торговых сетей, в основном работающих с местными товаропроизводителями. Крупные, с московскими хозяевами, чаще имеют дело с иногородними поставщиками и могут рассчитывать на ощутимую поддержку из своего центра.
Об этом говорилось на совещании о выполнении соглашения между Минэкономразвития республики и торговыми предприятиями на предмет торговли местными товарами.
Данный вопрос не только экономический, но больше даже политический – в той плоскости, что мы в состоянии полностью прокормить себя. И, надо сказать, патриотическое стремление к этому со стороны как производящей, так и торгующей сторон имеется. Только вот пресловутый финансовый вопрос портит столь хорошее обоюдное желание. Речь шла о продовольственных товарах, поставляемых перерабатывающими предприятиями Чувашии. Присутствие их продукции в той или иной торговой сети разное. К примеру, одной из них местные товары дают около 35% всей выручки, а по ряду продуктов – молоку, водке, хлебу – от 50 до 100%. Хуже обстоит дело с мясными консервами, кондитерскими изделиями и яйцом, доля которых в обороте не превышает половины.
С консервами ситуацию еще как-то можно понять – их у нас выпускает только один мясокомбинат. Зато яичных фабрик две, а чебоксарский «Акконд» со своими конфетами гремит на всю страну. Тем не менее, в продаже нередко встречаются завозные яйца. Автору этих строк в одном из магазинов юго-западного района попался сей продукт, завезенный аж из Сыктывкара. Не стану говорить о вкусе и степени свежести этих яиц. Один из участников совещания высказал даже подозрение, что подобная продукция попросту где-то украдена, и у нас ее успешно «толкают».
Впрочем, и такой широко востребованный товар, как мясо бройлеров, торговля не везде и не всегда встречает с распростертыми объятиями. Почему, спросил директор ОАО «Чувашский бройлер» В. Николаев. Якобы потому, что птицеводы требуют сразу наличный расчет, ответили ему. Неправда, парировал Вадим Иванович, если фабрика и отказывает в поставках, то лишь по причине задержек с оплатой. В магазинах говорят, что раньше чем через два месяца и не подходите, а фабрике только на корм для птицы ежедневно требуется полмиллиона рублей, не говоря уже о других затратах. И вообще абсурд – месяцами ждать расчета за товар, который реализуется в течение трех дней.
Как нонсенс расценивается товаропроизводителями и существующий порядок возврата продукции торговыми сетями. Того же куриного мяса или молочных продуктов. Не продали за несколько дней – отправляют на фабрику, больше, говорят, не берут. Тут явно изъяны маркетинговой работы – в магазине, видимо, плохо знают покупательский спрос, если заказывают объемы товара с потолка.
Словом, жаловались друг на друга и те, и другие. А работники прилавка – еще и на несправедливое, по их мнению, отношение к торговле вообще в части государственной поддержки. Ее сполна получают только производители, а торговле достается внимание разве что только административного да фискального характера. О льготных же, скажем, кредитах и речи нет. Да и обычные уже не так-то просто получить. Во-первых, набегаешься, чтобы их оформить, а пока добежишь до банка, процентная ставка уже взлетела. Еще недавно было 14, а теперь, похоже, и 20 не предел.
Представитель одной торговой сети даже наивно попросил экономическое ведомство повлиять на банкиров. Министр И. Моторин тут, конечно, пообещать ничего не мог, а вот субсидирование банковских ставок по инвестиционным проектам – дело вполне приемлемое. Однако это вызвало негативную оценку со стороны переработчиков. Субсидии торговле надо предоставлять с учетом выручки от реализации товаров местного производства. Но с какой стати надо поддерживать магазин, торгующий сомнительного качества продуктами иногороднего происхождения.
Вообще складывается впечатление, что наверху на сегодня не местный товаропроизводитель, а торговля. У нее больше простора для маневра среди поставщиков. Не случайно на совещании возникла перепалка между теми и другими. Представительница одной из сетей, задетая претензиями руководителя одного предприятия, заявила, мол, «и без вас обойдемся», тот ответил тем же. Да еще добавил, будто в некоторых сетях заявляют: производители должны быть благодарны только за то, что им нашлось место на прилавках под столь именитым брендом… Не оттого ли длительные задержки с оплатой продукции торговля считает не столь уж и серьезной провинностью перед производителями и чуть ли не само собой разумеющимся явлением. Во всяком случае, так можно было понять одного торгового представителя, заявившего, что им надо развиваться, погашать кредиты, вот, мол, и задерживаемся с расчетами с поставщиками…
Налицо элементарная партнерская недобросовестность, влияющая в том числе и на присутствие местных товаров на наших прилавках. Вовремя не заплатили переработчику, тот, в свою очередь, с опозданием рассчитался с поставщиком сырья, то есть непосредственно с сельхозпроизводителем. (А сырье дорожает – в начале года кило свиного шпика стоило 30 рублей, сейчас – 100.) А дальше уже списывать не на кого, вот и выходит, что крайним – в буквальном и переносном смысле – опять остается сельчанин. И следом – городской рядовой потребитель, на кошелек которого неизбежно ложатся все эти междоусобные передряги. Наша извечная экономическая схема. Правда, некоторые переработчики уже не мирятся с нарушениями платежной дисциплины, исходя из оптимальных сроков – не более десяти дней. Судится с одной из сетей на предмет просроченной задолженности один из хлебозаводов.
Торговые прилавки республики не могут быть полностью заставлены товарами местного производства. Да такая задача и не ставится. Местное происхождение не гарантирует высочайшее качество, некоторые завозные продукты вкуснее наших. Но взаимоотношения между производителями и работниками прилавка должны быть как минимум справедливыми, заметил министр сельского хозяйства М.Игнатьев. Тогда и местных товаров будет больше в продаже.
Местные произовдители, объединившись, могли бы открыть пару-тройку совместных магазинов… и не валить все на головы местных торгашей, которых, справедливо интересует только собственная выгода.