В «Советской Чувашии» (№ 164-165) опубликована статья Г. Волгина и Е. Шайдуковой «У героя другое имя». В ней авторы необоснованно пытаются изменить имя героя эпохи Пугачевского восстания, выдающегося сына чувашского народа Негея (Михаила Иванова), и называют его Микей.
Между тем, нет ни одного документа, ни одного исторического предания или народного рассказа, где бы он фигурировал как Микей. Во всех исторических документах имя героя – Негей. В Центральном государственном архиве древних актов сохранилось немало документов, где упомянут Негей. Так, в одном из них говорится, что в ставку Пугачева на реке Унга 17 июля 1774 года прибыла группа чувашских крестьян с. Хоршеваши Курмышского уезда, направленная их вожаком Михаилом Ивановым (Негеем), чтобы узнать, будет ли Пугачев в Курмыше (ЦГАДА, ф. 6, оп 1, д. 445, л. 2; ф. 1165, кн. XIX, лл. 452-453).
В другом повествуется о том, как на Выльском торжке чуваши из многих селений во главе с их вожаком – хоршевашским крестьянином Михаилом Ивановым (Негеем) – торжественно встретили Е.И. Пугачева, «почитая ево за государя» (ЦГАДА, ф. 1165, кн. XIX, лл. 452-453; ф. 6, оп. 1. д.445, л. 2.).
Кстати, этот документ приводит и А.С. Пуш-кин в своей книге «История Пугачевского бунта» (СПб., 1834, стр. 140). Также он имеется в сборнике исторических документов «Пугачевщина», т. III, стр. 385.
И в других документах отмечается, что восстанием крестьян сел Хоршеваши, Выла-Шумшеваш, Атмень, Ямашево и др. руководил Негей. Этот отряд около села Селоуси задержал секретаря Цивильской воеводской канцелярии помещика Н.Г. Попова с прислугой и повесил их под с. Хоршеваши (ЦГАДА, т. 1165, кн. XIX, лл. 101-106).
Сохранились и другие документы, рассказывающие о сражениях Негея с царскими войсками под с. Хоршеваши, под Курмышем, о боях с отрядами царского воеводы Мелина (ЦГАДА, ф. 1165, кн. XIX, лл. 452-453; ф. 6, оп. 1. д.446, л. 6.). Эти материалы опубликованы и в книге известного исследователя той эпохи Н.Ф. Дубровина «Пугачев и его сообщники» (СП(б), 1884, т. III, стр. 124-125.). Есть документ «Из ведомости Курмышской воеводской канцелярии о содержащихся при ней участниках и характере выступлений в Курмышском уезде», в котором сказано о гибели Негея. Он также хранится в Центральном государственном архиве Чувашской Республики (СГ. 1274, оп. 1. кн. 183).
Все эти материалы тщательно проанализированы и использованы в известной книге «История Чувашии. XVIII век» нашего патриарха исторической науки В.Д. Димитриева и в академическом издании «История Чувашской АССР» (Чебоксары, 1966, т. 1, стр. 111).
Сохранились документы о сражениях 6 августа 1774 года отрядов Негея с царскими войсками, которыми командовал капитан Алексеев. Среди этих документов – «Из рапорта П. Панину нижегородского губернатора А.С. Тупишина о состоявшемся под с. Хоршеваши Курмышского уезда сражении команды капитана Алексеева с повстанцами». Он опубликован во 2-м томе сборника «Пугачевщина», изданной в 1931 году. Из него видно, что чуваши под командованием Негея 4 раза атаковали позиции войск карателей и нанесли им огромный урон. Негей показал себя выдающимся полководцем, храбрейшим воеводой. Это подчеркивается и в документе, названном «Из ведомости Курмышской воеводской канцелярии о разбитых карательными командами отрядах повстанцев в Курмышском уезде», хранившемся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики (ф. 1274, оп. 1, кн. 183).
Имя Негея не забыто народом. Сохранились десятки и десятки легенд, преданий и песен о великом герое. Среди них особое место занимает историческое предание «Сражение у села Хурашаш» (Хурашаш – чувашское название села Хоршеваши), записанное учителем А.И. Ямсковым в 1956 году. В том же году мы с ним записали удивительное историческое предание «Знамя Негея-батора», участвовали в поисках этого исторического артефакта. «Негею в сражениях с царскими карателями помогало знамя, которое чуваши хранили с древних времен. Это было знамя чувашских царей, – говорится в предании. – Сохранилось оно благодаря Чумею-мурзе – прадеду Негея. Чумей-мурза и обучил Негея военному делу и полководческому искусству… Царские генералы через предателей узнали о знамени и решили его украсть… И помог им один предатель. В ночь, когда буря гремела в округе, он украл священное знамя. Только поэтому царские генералы смогли победить Негея… Но знамя чуваши спасли и спрятали в лесной чаще, на берегу реки Ятсёр (Безымянной)…» Действительно есть недалеко от Хоршеваш лесная речка под таким названием. И люди верят, что до сих пор на ее берегу хранится то знамя. Тогда же я впервые от А.И. Ямского услышал «Песню Негея», которую он записал в 1936 году от старика Тимкка-мучи, жителя с. Хоршеваши.
«Песня Негея» – это удивительное поэтическое творение. Хочу привести его в подстрочном переводе:
На Черной Волге – черный лебедь,
На Верхней Волге – верный коростель.
Не смог победить меня белый холод,
Почему так горюешь, брат мой старший.
Берег Белой Волги – светлый сосняк,
Берег Мертвой Волги – мертвая трясина.
Очень много беды и горя на этом свете,
Почему же они предназначены нам.
Побывал я на берегах девяти Волг,
Нашел я друзей храбрецов-орлов.
По всей Волге шумят и волнуются люди.
Песня Волги она – моя песня.
Слезами людей наполнилась Великая Волга,
Кровью людей наполнялись все Девять Волг.
Чуваш, ты всегда будь с родными чувашами,
Друга-родню никогда и нигде не забывай.
Удивительная песня, настоящий поэтический шедевр! По следам этой одной песни можно написать целый трактат. Чуваши издавна считали, что на их землях текут девять рек под названием Атал-Волга: река Белая – Белая Волга, Черная Волга – Ока, Голубая Волга – Цивиль… Изучая тысячелетнюю историю родного народа, я все больше и больше убеждаюсь в величии духа болгаро-чуваш. Кодекс воспитания мужчины и рыцаря у них издавна сложился так: богатырь должен быть воином и поэтом. Поэтом был царь Кубрат… Поэтом был великий полководец ХVI века Мамич-Бердей, воевавший сначала против Казанского ханства, а затем – против Ивана Грозного. Поэтом был и чувашский полководец Пайдул Искеев, разбивший в трехдневном сражении на реке Хырла (Карлы) царские войска. Поэтом был и Негей…
Впоследствии узнал, что эту песню записал в селе Дуваново Шумерлинского района и наш замечательный ученый-филолог, профессор И.И. Одюков. Отсюда следует, что «Песня Негея» известна была чувашам всего региона Присурья и Вылы.
Очень много материалов о Негее и его соратниках в свое время собрали известные краеведы В.Г. Толстов-Атнарский, Г.И. Пакрушев и другие. Я изучил все эти материалы, работая над историческим романом «Голубая стрела», о событиях эпохи Е.И. Пугачева. Учитель из Хоршеваш Геннадий Иванович Пакрушев рассказывал: «Негея мы все знаем и гордимся им. Он был родом из села Первые Хоршеваши. Жители говорят, что был он из рода Чумея. Род их сохранился до наших дней. Но сейчас в селе их не осталось…»
Мы с писателем и краеведом, уроженцем этого края Юрием Дадюковым издали книги «Знамя Негея-батора» и «Четайский край – хранитель чувашского духа», где подробно, опираясь на исторические реалии, рассказали про Негея.
Под таким именем и останется он в истории чувашского народа.
М. ЮХМА,
народный писатель Чувашии.
Наконец-то, сам Юхма Мишши появился в «Советской Чувашии» со статьей о Михаиле Иванове Негее. Жаль только, что он не отвечает ни на одно замечание, поставленные в статье » О Михаиле Иванове Негее» в интернет-газете Мой город Чебоксары от 19 апреля 2012г., в том числе: «В который же день выдающийся полководец и храбрейший воевода, даже тархан, 4 атаки проводил?» В единственном сохранившемся историческом документе ЦГАДА, ф.1274, оп.1,кн.183, л.л. 452 — 455 указаны предъвленные обвинения Михаилу Иванову Негею только за его действия до 26 июля 1774г. Быстрее всего он не мог участвовать в событиях 6 и 7 августа 1774г. под селом Хоршеваши, под деревней Ягункино, так как находился на содержании при Курмышской воеводской канцелярии, где от пыток умер. В рапортах Нижегородского губернатора А.Ступишина главкому П.Панину имя Михаила Иванова Негея не упоминался. Все перечисленные в статье Юхма Мишши документы являются только комментариями выше указанного документа.
У меня убедительная просьба к Юхма Мишши и к другим
историкам: не пишите «Михаил Иванов (Негей)». В единственном документе десятки имен повстанцев , нет ни скобок, нет ни запятых. Также в те годы записывались
ревизские сказки. Об этом я писал в комментарии к статье
» У героя другое имя», сообщил в редакцию Чувашской
энциклопедии.
Негей или Микей? Родословная Микея в деревне Ягункино
включает в себя свыше 560 персон. Эту схему в августе 2011 года передал Юхма Мишши. А схему для рода Негея
никто не составлял. Потому что в селениях прихода
Хоршевашской церкви не было рода Негея. Я предлагал академикам-историкам составить такую схему для 100 персон хотя бы.
Есть только один путь для разрешения этого вопроса —
исследовать ревизские сказки (только не сказки Юхма
Мишши) третьей ревизии за 1762 год с русскими именами
после крещения в сороковых годах 18 века новокрещен села Хоршеваши с околотками, находящихся в ЦГАДА в фонде 350.
Работал недавно в РГАДА, как раз с фондом 350. Исследовал родословную. Но заметку о Негее (Микее) увидел в Инете только вечером за день до отъезда. Появилось желание уточнить имя, но надо было уже уезжать. А заказы на выдачу архивных материалов там выполняют только через день. Поеду еще раз в середине ноября, обязательно сделаю выписку из ревизской сказки и здесь выложу.
Уважаемый Иван!
Вижу в Вас делового человека, а не сочинителя сказок и преданий. 1774 год — не древность, все есть в документах.
Поэтому исследованию документов для достоверности я тоже придаю большое внимание все последние годы своей жизни. Жаль, что нет у меня возможности побывать в ЦГАДА. Убедительно прошу найти возможность со мной встретиться.Не
люблю других загружать своими проблемами, но грех будет
для меня не воспользоваться возможностью встречи с Вами.
Мой E-mail: volgin39@mail.ru Моб. тел 89278402318
Юхма Мишши,видимо, для придания достоверности своим
доводам в статье приводит номера документов в одном
порядке, в следующем абзаце их меняет местами, но не указывает, какое отношение к ним имеет Михаил Иванов Негей.
ЦГАДА Ф.6, оп.1, д.445 Показания капрала Мартына Журавлева о набеге на город Цивильск и об участии в том Семена Щулина(он же купец Переструхин),1774.
Там же, д.446 О разгромлении Пугачевым города Курмыш,1774 г.
ЦГАДА ф.1165 Суздальская приказная изба, 1706-1709 гг.
Пугачевщина (сборник документов) т.2 (Из следственных
материалов и официальной переписки) М.-Л.Госиздат ,1929
а не 1931. Этой книги нет в Национальной библиотеке
Чувашии, также нет в гуманитарном институте.
Пугачевщина т.3 стр 385 — на этой странице тексты документов не приводятся (не напечатаны).
Нет в Шумерлинском районе села Дуваново,а есть село
Большие Туваны.
Что за дважды указанный в статье документ,хранящийся
в Центральном государственном архиве Чувашской Республики (СГ. 1274, оп.1, кн. 183)?
Существует в РГАДА архив Панина-Блудова, фонд 1274,
инв. хр.183, лл. 452-453 Из ведомости Курмышской воеводской канцелярии о содержащихся при ней участниках
и характере крестьянских выступлений в Курмышском уезде.
С 12 ноября по 16 ноября сего года я был в РГАДА,на руках своих подержал эти документы. Только к концу рабочего дня, когда я должен был уехать из Москвы, мне принесли для работы.
«Михайло Иванов Негей», без всяких скобок,дрожащей рукой написанная буква Н, но четко написанное слово «Негей» в конце справа расположенного текста. Документ он, конечно,не первичный, а сводный, нет материалов допроса.Сотрудники читального зала архива говорили, что
записывали как хотели.У меня эта мысль утвердилась в голове, когда на стр.459 этого я прочитал: » 7 числа
Курмышского уезда под селом Шуматовым толпу сот до семи человек разбили,гнали 8 верст и убили более 100
человек правительственные войска под руководством капитанов Дурново и Алексеева». Над «Шуматовым» карандашом поставлен знак «?» Кто-то выявил эту ошибку,
во 2 томе «Пугачевщины» на стр.308-309 написано:
«…в Ядринском уезде под Ягунькиным околодком собравшуюся из чуваш толпу до 700 человек..» Это Ягунькино никогда не входило в Ядринский уезд.
Учитывая факт вхождения села Хоршеваши в состав Шумшевашской волости в рассматриваемый период, я
переписал подряд сведения о лицах мужского пола
в 3-ьей ревизской сказке по селу Шумшеваш (РГАДА
фонд 350 «Ландратские переписи,ревизские сказки»,
опись 2, д.43 «Сказки о государственных крестьянах
Шуматовской, Тувановской, Шумшевашской, Яндобинской,
Аликовской волости Курмышского уезда» , лл.об.с 966
до 993 (вкл.), 1762-1764 гг. Осталось выписывать
с листов 994об. до 1019об (вкл.), то есть 25 листов.
На быстрый взгляд определить кто и из какого селения,
у меня пока не получилось.
На стр. 1007 попалась запись «Михаил Степанов прежнее имя Микей в прошлую ревизию ему было 61 год, умер в
1757 г.,то есть он жил в 1686-1757 гг. Волгин.