Игорь КУШЕВ: разговор начистоту

ИЗ ДОСЬЕ: Игорь Кушев родился в 1965 году в Ядрине. Рос в семье партийного работника и педагога. Окончил чебоксарскую физико-математическую школу, затем Казанский авиационный институт. Служил в армии — командовал группой авиационного оборудования эскадрильи МИГ-21. Трудился наладчиком станков на Чебоксарском тракторном заводе. В 1991 году создал свой бизнес. Сейчас руководит крупной сетью магазинов «Зенит Поволжья». В 1999 году окончил Президентскую программу подготовки управленческих кадров. В 2010-м окончил Московскую высшую школу бизнеса «Мирбис» и получил степень магистра делового администрирования. Помогает монастырям, школам и приютам, центрам реабилитации. Владеет иностранными языками. Увлекается игровыми видами спорта. Женат. Воспитывает сыновей.
— Игорь Анатольевич, у вас яркая биография. Что именно сформировало в вас позитивного человека и успешного бизнесмена?
— В первую очередь, моя семья. Любимый дед, который прошел три войны, отец и мой орденоносный дядя — люди строгих правил, кристальной честности, мама — школьная учительница русского языка и литературы; моя жена и сыновья, друзья — они стали тем самым фонтаном с живой водой. А революцию в голове и в жизни сделали: учеба в физико-математической школе, служба в армии, где, собственно, я и обнаружил в себе организаторские способности, научился принимать решения, отвечать за поступки и делегировать полномочия.
— Если б была возможность изменить один-единственный факт в своей жизни, от чего бы отказались или, наоборот, что бы сделали?
— Ничего менять бы не стал, хотя… начал бы заниматься спортом намного раньше.
— Приходилось что-то создавать с нуля или даже с минуса?
— Да, 15 лет назад нынешняя база «Агрокомцентра» представляла собой печальное зрелище: мусор, страшное запустение, лужи, ямы. «Куда ты нас привез?» — это был единственный вопрос, который задали мои сотрудники. Как сейчас помню: однажды проснулся ночью — дождь. Сорвался — приехал сюда, а воды на складе — по колено, тонны бытовой химии — все плавает. Купил срочно 40 ведер — и мы черпали воду до умопомрачения. Зато очень быстро я навел там идеальный порядок. Первое время выручала аренда. Потом уже обзавелись собственной складской техникой. Спортивный зал с тренажерами оборудовали, теннисный стол поставили. Теперь вместо бурьяна еще и футбольное поле появилось, натуральный газон, за которым сами же ухаживаем — каждые выходные гоняем мяч с коллегами.
— Вы в золотом фонде предпринимательства — что априори уже означает честное и социально ответственное ведение бизнеса. Однако ваше предприятие появилось в 90-е годы — в период расцвета бандитского бизнеса…
— Да, 90-е годы были сложными. Я всегда говорил партнерам: у нашей фирмы есть один минус: мы — порядочные люди, а в остальном, как все. Тогда, к сожалению, было престижно показать, насколько ты изворотлив и шустер, как быстро можешь выхватить кусок от чужого пирога, сколько зарегистрировал фирм-однодневок. Я лично и мои сотоварищи никогда не жили по таким принципам: «Агрокомцентр» с 1993 года как был зарегистрирован в Ленинской налоговой инспекции г. Чебоксары, так мы и до сих пор там. Платим налоги, ничего никуда не уводили, все по-честному. Вся зарплата «в белую», на сберкарты, никаких «конвертных» зарплат. Зато многие работники в кредит и квартиры, и машины купили, качество жизни в их семьях на высоком уровне.
— Есть в бизнесе волки-одиночки. Вы же — человек команды. Что делаете, чтобы ценные кадры не уходили на сторону?
— Первое и самое главное — условия труда. Я делаю так, чтобы людям было работать легко и приятно: порядок на складе, удобное спецоборудование — кран, стеллажи, тележки, закупили японский электропогрузчик на still.com.ru… У нас особый микроклимат, и мы не просто одна команда — а большая семья в 300 человек со своей корпоративной культурой.
— Вы занимаетесь благотворительностью, для чего?
— Мне не надо объяснять, что такое безденежье. Такие периоды были и в моей жизни. Поэтому сейчас я охотно помогаю тем, кто нуждается в поддержке и кто действительно не может заработать на хлеб. Ежегодно в бюджет компании мы закладываем расходы на помощь нашим социальным партнерам, и список их не маленький.
— Вы уже пробовали себя в политике, были депутатом Госсовета 3-го созыва. Для чего успешному бизнесмену столь беспокойная и довольно серьезная общественная работа?
— Всему причина — «механизм хозяйственника»; он запускается в тот момент, когда ты видишь, что в городе есть нерешенные вопросы. У меня есть знания, опыт, а еще много идей.
— Вы часто встречаетесь с людьми. О чем они говорят, какие проблемы просят помочь решить?
— Возьмем Лапсары и новоюжный район. И хотя территории разные, знаменатель проблем один — жилищно-коммунальный. В Лапсарах более 80% кровли требует капитального ремонта, опять же дворы, дороги… Сейчас составлен план капремонта на 2012 год — туда по максимуму включены все дома, но этот план еще необходимо отстоять и найти на его реализацию достаточно средств. Однозначно, дороги и внутриквартальные территории нужно ремонтировать — «дорожная» программа доберется в следующем году до Лапсар. В этом году по трем адресам появятся гостевые парковки на 18 мест. Транспортный вопрос тоже требует скорейшего решения — после 10 вечера добраться до Лапсар можно только на такси и попутках — это не дело. В новоюжном районе есть проблемы с горячей водой. Жители жалуются, чтобы дождаться теплой струйки, приходится сливать литры воды — счетчики крутятся, деньги из кошелька утекают — экономить не получается. Нужно помочь 20-й школе капитально отремонтировать спортзал. Ребята привозят спортивные победы, призы, а заниматься там невозможно. Еще микрорайону необходимы огороженные площадки для выгула собак: мало того, что домашние питомцы туалет везде устраивают, да еще и людей кусают.
— Отдельная тема — цены! Цены на продукты питания, на предметы первой необходимости, ЖКХ? Что-то реально с ними сделать в рамках нашей республики?
— Сразу скажу, что регулировать цены можно, правда, с оговорками. Все дело в том, что пока в стране нет прямого закона, который поставил бы на жесткий контроль потребительские цены. В цепочке производитель-дистрибьютор-магазины государство может ограничить наценки оптовиков и конечных продавцов, но только на социально значимые продукты питания. Сейчас набирает силу сеть магазинов «Органика» — там горит зеленый свет для местных товаропроизводителей, там отсутствует звено перекупа, там минимальная наценка, а значит на выходе — доступный продукт для потребителя. Далее не стоит сбрасывать со счетов возможности народного контроля. Это действенный механизм. Я сам готов с красной повязкой ходить по магазинам! Еще один разоритель семейного бюджета — ЖКХ. Здесь самое главное — не допускать необоснованного повышения тарифов, устанавливать приборы учета, что позволит людям экономить, внедрять энергосберегающие технологии, контролировать работу управляющих компаний. Насчет цен на тепло, воду и газ до 1 июля 2012 года можно не беспокоиться — «Единая Россия» обещала сдерживать тарифную гонку.
— Предлагаю завершить нашу беседу блицем. Я задам 4 коротких вопроса, от вас жду 4 коротких ответа.
— Давайте.
— Ваш рабочий день окончен, что дальше?
— Либо встречи с людьми, либо спортзал.
— Что вы считаете своим собственным профессиональным успехом?
— Способность разговаривать на одном языке с совершенно разными людьми — людьми разного возраста, статуса, разных профессий и опыта.
— Вы можете пойти на конфликт с управляющими компаниями, чиновниками от администрации, отстаивая права простых горожан?
— Если вдруг способность находить общий язык и умение договариваться не помогут, то придется пойти на конфликт. Главное все-таки — интересы чебоксарцев.
— За какой срок можно разрешить проблему очередей в детские сады, ремонта внутриквартальных территорий, наведения порядка в управляющих компаниях?
— Если не будет форс-мажоров в виде экономических кризисов, то с этими вопросами вполне можно справиться за четыре-пять лет.

Опубликовано: 8 апреля 2008 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.