Оказывается, кабанов в чувашских лесах становится меньше, зато расплодились косули. В Заволжье до сих пор под запретом любые виды добычи зверья, а в охотхозяйствах по эту сторону реки в текущем году впервые проводится трофейная охота на самцов лося. Об этих и многих других интересных фактах поведал корреспонденту «СЧ» руководитель Госохотрыбслужбы Чувашии Владимир КУЗЮКОВ.
– Владимир Николаевич, насколько мне известно, нынешний охотничий сезон отмечен рядом нововведений. И одно из них касается добычи птицы и зверя с породистыми охотничьими собаками?
– Это так. В республике около 15 тысяч охотников. В этом году мы решили в целях поощрения собаководов, которые содержат охотничьи породы собак – легавых, ретриверов, спаниелей, гончих и борзых, официально установить более ранние сроки охоты. Этих людей необходимо поддерживать, ведь они тратят массу времени и усилий, тренируя (на языке охотников – натаскивая и наганивая) редкие теперь, малочисленные породы, имеющие племенное значение и, можно сказать, представляющие собой национальное достояние страны. С другой стороны, мы поощряем «правильных» охотников, стремящихся к классическим, традиционным способам охоты. Их у нас, к сожалению, не так много.
Например, на болотно-луговую дичь охота с собаками открылась 25 июля, на боровую, степную и полевую дичь 5 августа. А общее открытие всеми способами охоты произошло лишь 18 августа. Все эти позиции прописаны в специальном Указе Главы Чувашии. Сроки устанавливаются в рамках федеральных правил с учетом местных условий – численности зверя и птицы, погоды, традиционных в данном регионе способов охоты.
– И как специфика нашей республики отразилась нынче на этом Указе?
– Вот, допустим, другие области открывают охоту на кабана уже с 1 июня. У нас в связи с тем, что численность кабана невысокая и охотпользователи еще «не научились» должным образом обслуживать клиентов, в данном случае – организовывать охоту, общее открытие сезона охоты на кабанов только с 10 ноября. В тех хозяйствах, где численность кабана стабильна, устроены для них кормовые поля, построены вышки для избирательного отстрела, организован эффективный контроль за отстрелом, в этом году мы в целях эксперимента охоту открыли раньше общего срока, продолжительностью на месяц – с 18 августа по 18 сентября. Такая охота пользуется популярностью, несмотря на то что за повышенный комфорт приходится платить больше. Но на сегодняшний день, я считаю, охотпользователи не смогли по этому виду охоты сработать должным образом. Из 9 выданных разрешений погашено всего 4.
То же самое по лосю. Мы никогда не открывали охоту на лосей-самцов «на реву», а в этом году решили попробовать. Это трофейная, избирательная охота – в сентябре у лосей начинается гон, самцы активные, их подманивают голосом (ревом) другого самца. Тут егерь должен быть профессионалом высшего уровня, умение, мастерство необходимы. Зверя ведь надо выманить из леса, да еще по желанию клиента именно того, который для него представляет интерес, – не просто так напустить собак и гнать неизвестно какое животное. «На реву» разрешается отстреливать не более 20 процентов от квоты добычи, установленной на охотхозяйство. Это не причиняет ущерб общему поголовью животных.
– А по лисице?
– Мы определили максимальные сроки, которые установлены Правилами охоты в РФ (с 15 сентября 2012 года по 28 февраля 2013 года), в связи с тем, что охотники не особо заинтересованы в добыче лисицы, а рост численности необходимо сдерживать и ежегодно наблюдаются очаги бешенства. Также решено не ограничивать и нормы ее добычи.
Правда, ряд хозяйств попросили у нас вообще закрыть любую охоту на их территории – это, например, Заволжье, где прошли лесные пожары, зверя и птицы стало меньше из-за ухудшения среды их обитания, необходимо, чтобы численность восстановилась.
Владимир КУЗЮКОВ: «Охотник я со стажем, с 1980 года. Окончил специализированный факультет охотоведения Кировского сельскохозяйственного института. Первая охота с ружьем – на рябчика. Конечно, был счастлив до невозможности, испытал первобытный мужской инстинкт добытчика.
У меня в роду никого охотников не было. Мы меж собой порой гадаем – откуда что берется. Бывают охотники из поколения в поколение, потомственные. Кто-то «заражается» на всю жизнь, побывав всего раз на охоте с другими людьми. А иной, как я, заболевает страстью к охоте самостоятельно. Меня эта тема интересовала с детства, книжки читал, наблюдал за повадками птиц и зверей, то есть сам себе «привил заразу».
– Я так поняла, что кабана у нас не очень много, лисицы слишком много. А как ситуация с остальным зверьем?
– По результатам зимнего маршрутного учета (мы ежегодно с января по февраль на всей территории республики проводим учет численности охотничьих ресурсов, для этого имеется специальная методика), после сезона охоты прошлой зимы у нас остается на уровне предыдущих годов численность лисицы, лося, рыси, глухаря. Несколько упала численность, но в пределах нормы, по волку, зайцу-русаку, кабану, тетереву и серой куропатке. Надо сказать, что по кабану, тетереву и серой куропатке постепенное снижение наблюдается уже в течение трех лет. Причины две: во-первых, Госохотрыбслужба стала более взыскательно подходить к качеству проводимых учетов, и, во-вторых, все эти виды очень подвержены влиянию погодных условий, в частности, страдают от многоснежных зим. А в последние два года они как раз выпали очень многоснежными, вот, видимо, не все особи смогли в таких условиях выжить. Бурьяны были полностью занесены снегом, а семена сорняков составляют основную пищу для серых куропаток в зимнее время. Да и ометов в полях практически не было, аграрии все вывезли. А эффективных методов биотехнических мероприятий по птице нет.
Но в то же время сейчас наблюдается значительный, скачкообразный рост численности зайца-беляка, косули и рябчика. Поголовье косули за год повысилось почти в три раза, что особенно радует. У нас имелся устойчивый очаг косули с середины 80-х годов в восточной части республики, это Янтиково, Канаш, Урмары, Козловка. А сейчас новый очаг образовался – с южной стороны (Батыревский, Алатырский районы). В этом году две косули даже попали в ДТП.
– Егеря что-то предпринимают, чтобы увеличить численность птиц и зверей, того же кабана?
– Кабан наиболее значим для экономики охотничьего хозяйства. Охота на него пользуется спросом, соответственно охотники за нее платят больше. И чтобы поддерживать численность на оптимальном уровне, в зимнее время организуется подкормка – строятся специальные подкормочные площадки. В качестве корма в последнее время используем в основном зерно как наиболее доступный и лучший корм в этот период. Охотничьи хозяйства ведут подкормку самостоятельно, а в тех угодьях, которые не закреплены за юридическими лицами для ведения охотничьего хозяйства, подкормку осуществляет Госохотрыбслужба за счет субвенций из федерального бюджета. В прошлом году к нам поступило 142 тысячи рублей, из них около 100 тысяч мы израсходовали на осуществление подкормки. Хотя, к сожалению, есть хозяйства, которые не хотят этим заниматься, – то ли от лени, то ли от безразличия, хотя теряют при этом реальную возможность получить дополнительный доход.
– Хочу задать вопрос об определении численности. Ну вот объясните мне, как пересчитать зайцев в лесу? Это же невозможно.
– Совершенно верно, точной цифры никто дать не в состоянии. Методика заключается в следующем. По одному и тому же маршруту учетчик ежегодно проходит определенное расстояние. Например, 10 января – 10 километров от пункта А до пункта В. На этом отрезке считает следы зайцев. В прошлом году, допустим, было 5 следов, в этом году 15. С учетом пересчетных коэффициентов в итоге получается, конечно, средняя численность – сравнение с прошлым годом, а не так, что ровно на 5 зайцев больше или на десяток меньше. И этого достаточно, чтобы уловить тенденцию к увеличению или снижению численности по сравнению с предыдущим годом и принять решение о сокращении срока охоты, уменьшении нормы добычи и так далее.
– Интересуюсь не как охотник, а просто как преданный любитель леса. Вот я, допустим, собралась в лес за грибами, а там охота идет. А вдруг я под пулю попаду?
– Во-первых, в период грибов-ягод в основном идет охота на боровую птицу, а в ней много участников не бывает. И вообще в процессе охоты охотник производит множество манипуляций, и не заметить его сложно, да и постороннего он скорее увидит, чем тот его. Ну и потом, если вы видите суету какую-то, собаки бегают, люди с оружием ходят, в целях безопасности не стоит лезть туда даже ради самого лучшего, любимого грибного места. Посидите на пеньке, обождите, пока вся компания не переместится, перекусите, а минут через 10-15 охотники уже в другое место сдвинутся. Если охотник, в свою очередь, видит, что по грибы-ягоды пошли, он сам уйдет, поскольку дичи тут уже нет – распугали. Во всяком случае, у нас в Чувашии подобных ЧП никогда не случалось. Бог миловал.