XVI Международный балетный фестиваль, проходивший в Чебоксарах в конце апреля, оставил много положительных впечатлений. Причем как у обычных зрителей – любителей балета, так и у приглашенных профессиональных критиков. Последние вместе с руководителями театра приняли участие в «круглом столе», посвященном проблемам современного музыкального театра и балета. Свидетелем жарких дебатов стал Сергей Фишер.
Встреча называлась «Балет: диалог культур». И проходила она под председательством руководителя по международным проектам Татарского театра оперы и балета, художественного руководителя омского фестиваля музыкальных театров и многих других проектов российского и международного значения Алексея Садовского. За «круглым столом» встретились ведущие балетные критики из Петербурга Ольга Розанова, Вероника Кулагина и Александр Максов, а также чувашские искусствоведы, мастера в области исследования музыки и живописи, сотрудники Чувашского государственного института гуманитарных наук – Михаил Кондратьев, Антонина Мордвинова и Любовь Бушуева. Присутствовал на встрече и хореограф-постановщик балета «Яг-Морт» Борис Мягков, специально приглашенный на время проведения фестиваля. Чувашский театр оперы и балета на «круглом столе» представили художественный руководитель и главный дирижер театра Ольга Нестерова, директор и главный режиссер Максим Жучин, художественный руководитель балета Данил Салимбаев и балетмейстер Елена Лемешевская.
В самом начале «круглого стола» Алексей Садовский известил всех присутствующих, что подобных фестивалей, представляющих на одной сцене национальные балеты народов России, еще не было: «Это беспрецедентное событие, без преувеличения значимое для театрального искусства России, которое, безусловно, принесет свои плоды». Затем всем собравшимся была дана возможность высказаться в отношении увиденных спектаклей «Сарпиге», «Яг-Морт» и «Шурале». Меньше всего разговоров было о «Шурале», оно и понятно, ведь это классика, проверенная временем. Основные разговоры сосредоточились вокруг чувашской премьеры.
Ольга Розанова, чье выступление открыло беседу профессионалов, отметила, что, приехав в Чебоксары во второй раз, она получила приятный сюрприз в виде спектакля Елены Лемешевской: «До сих пор помню потрясающую «Нунчу», которую вы поставили на прошлом фестивале». Отметив и на этот раз мастерство Елены Лемешевской, Ольга Розанова заметила, что в нынешнем спектакле не все столь драматургически безупречно. «Наверное, вы были поставлены в данном случае в зависимость от музыкальной драматургии», – предположила Розанова. Очень тепло отозвавшись о хореографии Лемешевской, критик сказала пару приятных слов и о декорациях и костюмах. По ее словам, Валентин Федоров создал волшебный мир сказки. Было сказано приятное и о солистах спектакля Татьяне Альпидовской (Сарпиге), чья «невесомая грация» поразила многих, Айдаре Хисамутдинове и Анастасии Абрамовой (Сардиване), которая блистала в партии Саххи. Розанова говорила много и подробно о каждом спектакле фестиваля, разбирая их буквально по косточкам, в частности, она отметила, что казанский «Шурале» гораздо короче мариинского, что татары безжалостно урезали балет, но зато сцены с народными танцами в балете татарского театра, безусловно, ярче мариинских, в них больше народности и самобытности.
Вероника Кулагина в своем выступлении обратила особенное внимание на яркую сценографию балета «Сарпиге» и на уникальную, по ее словам, хореографию: «То, что происходит сейчас в Москве и Петербурге, – постановки бессюжетных балетов, – уже надоело всем. Я с удовольствием смотрела этот национальный балет, с сюжетом, интригой, находками хореографии, мне кажется, именно такого не хватает в больших городах».
Местные искусствоведы, однако, не разделили восторгов относительно декорационного оформления и костюмов чувашского балета. Антонина Мордвинова подробно рассуждала об этнофутуризме и цветах декорационного оформления Валентина Федорова. Главной претензией был оранжевый цвет, с которым «ничего нельзя сделать, на его фоне все будет смотреться блекло, оранжевый цвет перекрывает все». Расписанные вручную костюмы оттого и потерялись в общей красочности задника и кулис.
Любовь Бушуева сделала предположение, что инструментовку балета надо было поручить местному композитору, – это предположение породило дискуссии «круглого стола» в новом русле, уже о проблемах местных композиторов.
Михаил Кондратьев, пожалуй, самый маститый и авторитетный музыковед Чувашии, к тому же советник Главы республики, говорил в основном о музыке спектакля и положении современных композиторов. По его мнению, композиторы Чувашии не пишут для театра и не занимаются инструментовками в первую очередь потому, что на их работу отсутствует спрос. Им не заказывают ни балетов, ни опер, у них нет стимула работать.
Взгляд в суть проблемы естественным образом снял вопрос о том, почему инструментовку и аранжировку «Сарпиге» поручили композитору из Москвы. Специально для нынешней постановки была создана новая редакция музыки балета – партитуру Федора Васильева взялась переделать Анна Стрельникова – молодой московский композитор. Вместе с Еленой Лемешевской, по словам дирижера Ольги Нестеровой, долгими бессонными ночами они обсуждали, спорили, создавая новую «Сарпиге». По словам Михаила Кондратьева, музыка нового варианта балета ярче, партитура преобразилась, и музыки в ней прибавилось.
Борис Мягков, поставивший «Яг-Морта», рассказал об особенностях спектакля, в котором он шел за музыкой. Ведь в ней уже есть главные черты характеров персонажей. К слову сказать, «Яг-Морт» понравился зрителям и критикам не меньше чувашского и татарского балетов, чистотой хореографического языка и понятной слуху музыкой.
Руководители нашего оперного театра подробно рассказали о подготовке к нынешнему фестивалю, о старательном и тщательном подборе спектаклей. Худрук балета Данил Салимбаев, составлявший программу гала-концерта, рассказал о принципе, которым он руководствовался при составлении программы заключительного вечера. «Главной целью было показать чебоксарскому зрителю не только классические номера, которых наша публика насмотрелась в избытке, но и представить нечто современное, европейское и российское, то, что давно присутствует на сценах ведущих театров», но обходит Чувашию стороной. Замечу, что многие зрители не оценили такого разнообразия, чебоксарцам все же по душе классические па-де-де и другие отрывки из балетов.
Елена Лемешевская, отвечала на уточняющие вопросы пытливых критиков, в основном петербургских. Ольга Розанова спросила об образных особенностях персонажей, их воплощении, а Вероника Кулагина интересовалась национальными аспектами хореографии.
Алексей Садовский четко держал ход разговоров, профессионально пресекая все попытки перейти на другие лирические темы, вроде «спасибо за прекрасный вечер», оттого разговор получился продуктивным и интересным.
Опубликовано: 16 мая 2012 г.
Читайте также:
Итоги XXIV Международного балетного фестиваля
Данил Салимбаев рассказал о событиях и сюрпризах грядущего праздника балета
XXV Международный балетный фестиваль открылся двумя премьерами
Классика жанра и поиски современной хореографии
ХXVI Международный балетный фестиваль пройдет с 8 по 17 апреля
Программа фестиваля
Яркие моменты балетной недели