Мир спасет красота

_dsc_6623Вчера на заседание президиума Госсовета в Чебоксары прибыл министр культуры России Александр Авдеев. Перед началом заседания он успел посетить Чувашский художественный музей и Чебоксарское художественное училище.
Глава федерального культурного ведомства уже бывал в нашей республике, однако эти местные очаги культуры посещал впервые. ЧГХМ произвел на него благоприятное впечатление до такой степени, что он высказался в духе, что это один из лучших региональных музеев в стране. Во-первых, хорошее помещение, во-­вторых, добротная живопись национальной школы. Ведь художникам сегодня так важно сохранить традиционное художественное воспитание.
О воспитании говорилось не случайно. Министр прибыл обсуждать проблемы, связанные с поддержкой и поиском юных талантов. Согласно официальным данным на всех уровнях власти пока так и не скоординирована работа в этом направлении учреждений образования, культуры и спорта, нет единой системы управления процессом сопровождения, которая бы обеспечила и получение образования, и дальнейшее трудоустройство. Да и материально­техническая база учреждений дополнительного образования все ветшает, так же как скудеет и их кадровый потенциал. Поэтому и затеяны обсуждение и принятие концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Регионам тоже предлагается не сидеть сложа руки, а предусмотреть в своих программах меры адресной поддержки.
По этому поводу интересно было напомнить министру о японском опыте, когда, для того чтобы просто спасти нацию от исчезновения, после Второй мировой войны в Стране восходящего солнца начали обучать искусству всех детей поголовно, и именно это поколение сотворило затем японское экономическое чудо. Можно же этот опыт применить и у нас! Александр Алексеевич тоже так считает. Не только японцы подобным образом укрепляли мозги и способности поколения. И у нас после войны, несмотря на разруху, огромные деньги пошли на художественное образование. И сейчас для Минкультуры главная задача – сохранить и укрепить всю трехуровневую систему такого образования. В этом году добились единых и очень высоких стандартов предпрофессионального образования. Осталось еще чуть­чуть: приравнять по социальным гарантиям преподавателей школ искусств к педагогам в обычных школах (хотя из­за нехватки средств этот процесс идет медленно). Уберегли и все учебные заведения второго уровня (совсем недавно знаменитые балетные и музыкальные школы хотели перетасовать, а некоторые даже расформировать). Так что сохранена та система, что до сих пор считается лучшей в мире. В том числе и высшая художественная школа. Вернули аспирантуру, а по ряду специальностей и бесплатное второе высшее образование. То есть то, что еще 12 лет назад было разрушено. По 22 специальностям не стали равняться на болонскую систему, оставив свою. И коллеги из других стран нам только завидуют. Правда, все пока по­прежнему упирается в ограниченные финансовые возможности. Президент и премьер­министр в курсе этих сложностей. По мере развития экономики планируется постепенно исправлять эти недостатки.
Исправлять ситуацию придется действительно лишь постепенно. На вопрос, может ли республика рассчитывать на помощь федерального бюджета в реконструкции филармонии, а также театра оперы и балета, министр откровенно признался – в этом году нет. Финансирование культуры осталось на прошлогоднем уровне. Год сложный, надо срочно увеличивать зарплату военным, направлять средства в оборонные предприятия. Но вот в последующие годы республиканская заявка, успокоил министр, будет среди первоочередных.
Разговор о средствах для культуры в России всегда очень увлекателен. Журналисты напомнили министру, что в программной статье Путина есть греющие душу слова о том, что будет уделено особое внимание культуре в провинции. А как, интересно, это конкретно будет сделано?
– Они греют душу уже три года, – сказал А. Авдеев. – На культуру правительство увеличивало бюджет только в период кризиса. Зато эта отрасль стала единственной, на которую тогда было увеличено финансирование. В 2009­м бюджет был 69 миллиардов, а теперь он составляет 94 миллиарда. И именно на софинансирование в регионы направляется львиная доля этих средств. Реставрировались ветшающие и разворованные памятники культуры, реконструированы крупнейшая библиотека в Оренбурге, цирк в Курске и многое другое. Авдеев обещает, что регионам будут помогать и дальше, потому что федеральные объекты в Москве и Питере находятся в лучшем состоянии, чем в глубинке. А вот с зарплатами для работников культуры пока недотягивают все, и регионы и центр, и та и другая в два раза ниже среднестатистической по России. И уже хорошо, что финансирование культуры по федерации оставили на уровне прошлого года. А статья на гастроли и фестивали даже увеличена. И тут все зависит от активности в самих регионах.
Вообще министр на сегодня видит три главные задачи: усиление культурной материально­технической базы, достойная зарплата культработникам и обеспечение доступности культуры и искусства в малых российских городах.
Ему самому в ходе визита в первые же часы пребывания в Чебоксарах стали доступны сразу два произведения, преподнесенные в дар. Директор ЧГХМ Геннадий Козлов подарил министру на память свой этюд в роскошной раме. А когда гость побывал и в художественном училище, восхитившись работами студентов и старинным интерьером этого учебного заведения, глава Минкультуры республики Р. Лизакова уже от всех нас преподнесла гостю роскошную эмаль народного художника Чувашии Праски Витти из серии о Нарспи.

Опубликовано: 28 февраля 2012 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.