Клуб на семи ветрах

_dscn9147-d0b2d0b0d181d0b8d0bbd18cd0b5d0b2
«Дом культуры у нас древнейшей постройки. Окна без рам и стекол. Увидев потолок, боишься зайти в зал, как будто вот-­вот он обрушится, помещение не отапливается. Похоже на колхозный свинарник. Неужели не найдут денег хотя бы на ремонт окон? Стыдно перед жителями соседних деревень. Как­-то приезжала какая-­то районная комиссия и закрыла клуб из-­за аварийного состояния. Но вскоре магазин начал снова работать. А в клубе для вида провели несколько дискотек. Вот и думаем, с какой стати разрешение дали, ничего в нем не отремонтировав? Клуб простаивает, а зарплату, наверное, кто­-то исправно получает. Парадокс, да и только».

Жители Шаймурзинского сельского поселения Батыревского района.

Здесь много лет Новый год встречают на улице, у входа в местный клуб. Культработники ставят неказистую елку в сугроб, а народ отплясывает на морозе. Нет, деревенская молодежь не предпочитает экстрим. Но какое массовое гулянье может быть в наполовину заколоченном, хотя по отчетам еще действующем, учреждении культуры.

ЗАТО МАГАЗИН НЕ ПУСТУЕТ

Директор клуба Алексей Павлов даже постеснялся пригласить корреспондента «СЧ» зайти. Так и поговорили, поглядывая на амбарный замок на парадной двери. Вводя в курс дела, он не скрывал, что, «кроме дискотек, другие мероприятия здесь невозможно проводить». По его словам, здание давно аварийное. Однако в фойе танцы устраивают. Из коридора туда народ идет, а в основной зал не заходит. Почему? «Холодно там всегда, страшные были сквозняки, пока окна не заложили». Клуб как бы работает, но только дискотеки здесь гремят.
Зато недавно пожарной сигнализацией обзавелись. Она не случайно появилась в разваливающемся клубе. Установить ее обязали сверху. Пожарные однажды даже закрывали очаг культуры на три месяца, так как в нем пол и потолок – деревянные. Но злые языки утверждают, что систему оповещения в аварийном здании провели, чтобы не простаивал магазин. Его хозяин-предприниматель в клубе арендует квадратные метры.
А магазинчик как оказался прямо под крышей культурного очага? Вопрос не застает врасплох А. Павлова. «Помещение арендовали на законных основаниях. Деньги в бюджет идут. В Тарханах и Шигалях – везде так работают: помещения сдают в аренду и собирают плату. В нашем главном клубе, например, расположились «ритуальные услуги». Всем выгодно от такого уплотнения». «Чем торгует магазин?» – «Хлебом, конечно же, и другими продуктами, товарами повседневного спроса». Почему-то сразу подчеркнул, как отрезал: «Водку не продают». Но горячительные напитки, оказывается, можно свободно купить в соседнем магазине, который в нескольких шагах, напротив клуба. Неудивительно, что в пожухлых зарослях бурьяна на клубной территории валяется пустая винно-водочная и пивная посуда.
Вообще мой собеседник Алексей Павлов в должности директора МУК «Центр развития культуры и библиотечного обслуживания населения Шаймурзинского сельского поселения» всего с февраля прошлого года. Вроде рано предъявлять ему какой-то спрос. Но в деревне поговаривают, что торговая точка в клубе – частный магазин директора.

_dscn9143-d0b2d0b0d181d0b8d0bbd18cd0b5d0b2

НА ДВА КУЛЬТФРОНТА

Формально здешним жителям повезло: на три деревни поселения есть еще один клуб. Он считается центральным учреждением культуры, а в Шаймурзино расположен как бы филиал. А. Павлов раньше работал администратором в этом же клубе. Как он утверждает, «штата полного нет, но уборщицу на полставки держим. Ее наняли, чтобы убирать мусор после дискотеки. В «центре развития культуры» есть еще администратор. Две с половиной штатной единицы у нас, работаем на два клуба, на два помещения. Словом, разрываемся на два культурных фронта».
Впрочем, заявленного «разрыва» особо не видно. А ведь Шаймурзино даже «по заграницам» известно как малая родина поэта и гражданина Геннадия Айги. Говорят, недавно делегация литераторов из Швеции приезжала. Так ее окольными путями провезли, чтобы не заметили заложенных бойниц сельского клуба.
В откровенном разговоре Алексей Павлов сообщил: «В нем, наверное, никогда капитального ремонта не было. Окна мы заложили своими силами не от хорошей жизни. Надо же как-то хоть тепло от дыхания людей в помещениях удерживать. Какая перспектива у клуба? Хотим выиграть какую-нибудь программу, получить по гранту деньги на ремонт». Интересуюсь, а проект готовите, ведь просто так бюджетные средства не перечисляют? Выясняется, что «все сделали и сельский депутат куда-то ездил, разговаривал от имени всех жителей деревни». Прошу конкретизировать детали проекта. Оказывается, команда директора Павлова мечтает, например, заменить входную дверь – «в нее очень дует, а также хотим пластиковые окна поставить». Так в чем же загвоздка? Молчание и вздох сожаления.
Еще в прошлом году говорили, что надо взяться за клуб и что-то сделать. Или полную реконструкцию, или снести и новое здание построить. Ни первого не случилось, ни второго. Кирпичное здание построено полвека назад, но прогадали с фундаментом – просел, ведь клуб стоит в низине.

КТО СИГНАЛИЗИРУЕТ В ГАЗЕТУ

_dscn9148-d0b2d0b0d181d0b8d0bbd18cd0b5d0b2Пока на местах начальники строят планы, люди пишут в «Советскую Чувашию». Любопытно ответил собеседник на вопрос: почему появилось письмо? «У нас всегда в период выборов такие жалобы бывают, – заметил Алексей. – Понимаю недовольных авторов письма. Люди видят, что клуба в деревне фактически нет, зал нормально не работает, пожилым негде собраться».
А что думает по этому поводу глава Шаймурзинского сельского поселения Ю. Самарин? Старый клуб – его давняя головная боль. Он тоже не волшебник и не может по мановению палочки изыскать деньги на капитальный ремонт. «Хотя бы на первое время нам крышу заменить, – делится планами Юрий Васильевич. – Потом систему отопления провести, возможно, на электрической основе. Говорят, такие технологии есть. Надеемся, что крестьянско-фермерское хозяйство «Знамя» заработает и поддержит местный культурный фронт. Очень рассчитываем на спонсорскую помощь. В свою очередь клубным работникам следует развивать дополнительные платные услуги, чтобы доказать, что и клуб умеет зарабатывать деньги. Тогда обязательно найдутся желающие вкладывать средства в деревенскую культуру».

МЕЖДУ ТЕМ. Добрый пример того, как слова нужно подкреплять делом, под боком. В ноябре после капитального ремонта открыли подобный центр в Бикшикском сельском поселении. История в мелочах повторяет ситуацию, описанную в этой корреспонденции. Клуб у соседей, оказывается, тоже долгие годы не отапливался. В зимнее время сельчанам приходилось свой досуг проводить где придется. Но однажды они, как говорится, проявили инициативу. Всем миром совершили доброе дело. В капремонт около 979 тыс. рублей вложил бюджет в рамках программы комплексной компактной застройки сельских поселений, и около 1,5 млн. рублей собрали уроженцы деревни Полевые Бикшики. Жители помогали чем могли: везли пластиковые окна, двери, кресла для зала и многое другое. Для себя старались.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.