Старина забытой не бывает

2-114Все эти фотографии, размещенные на большом стенде, подарены жителями Ядрина. Горожане приносили пожелтевшие от времени черно­белые снимки, похожие на уникальные кадры из немого кино, и говорили искренне: «Пусть их увидят как можно больше людей. Город живет в нашей памяти не только силуэтами зданий и улиц, но и дорогими лицами его обитателей».

Директор центральной библиотеки Анна Федорова, рассказывая о выставке «Забытая старина», подчеркнула, что проект посвящен старинным ядринским фамилиям. Все фото взяты из семейных альбомов. В фотолетописи представлены, например, старожилы городка Абакумовы, Аникины, Мезинцевы и другие. Вот, например, фотография старейшей жительницы Анны Николаевны Яковлевой в младенчестве. Или вот таким был родовой дом братьев Таланцевых. Как не остановиться перед галереей портретов известных купцов и меценатов. Слава богу, это не репродукции, а подлинники. Их собственноручно подарили потомки, которые приезжали в библиотеку.
Снимки датированы серединой 19-го – началом 20 века. Они будут храниться в фондах, их уже более 300. Однако жители несут и несут старые фотографии. Некоторые из них присланы из других городов и регионов по электронной почте. Любопытно узнать, а был ли фотосалон в провинциальном Ядрине? «Вы интересуетесь, где фотографировались местная купеческая знать и земское дворянство? – переспросила директор. – Мы изучаем архивы, но положительного ответа пока не нашли. Скорее всего, купцы Таланцевы владели аппаратурой для фотографирования. Сохранилось немало уникальных снимков об их семейной жизни и участии в городских событиях. Возможно, они выписывали иногородних специалистов для разовых съемок. Выставленные в экспозиции снимки помечены эмблемами фотографических салонов Москвы, Казани, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
2-212Заведующая детской библиотекой Ирина Токарева провела по выставке семейных реликвий. Будто только что из типографии Новый Завет, хотя датирован 1886 годом издания. Этот замысловатый ящичек-шкатулка для портняжных инструментов берегут Захаровы. Их дед был известным в городе портным. Рядом висит гостевое полотенце, изготовленное его супругой. Использованы натуральный народный холст и кружева, которые были сплетены на коклюшках. Или медный тазик для варки варенья. Многие даже не знают, что это такое.
На картине изображена девушка – впоследствии знаменитая учительница начальных классов Клавдия Александровна Базанова. Такой волевой она была в 1930-е годы, когда начинала работать пионервожатой. Ее родственник специально приезжал из Казани, чтобы написать портрет активистки и комсомолки. Теперь уже состарившаяся племянница бережно хранит этот вечно юный образ легендарной тети, запечатленный на полотне. Моя собеседница предположила, что «муж Базановой, возможно, был корреспондентом газеты «Красная Чувашия». В качестве доказательства сохранился номер, в котором было напечатано стихотворение под авторством Н.М. Базанова. Известно, что он погиб на фронте». Все сходится, фотография Николая Матвеевича Базанова действительно помещена в редакции на стенде «Журналисты «Советской Чувашии» – участники Великой Отечественной войны». Особняком портреты тех, кто отдал жизнь за Родину, среди них и улыбающийся Базанов.
Пророческими оказались слова его стихотворения «Мы умрем, быть может, но земли родимой никому на свете мы не отдадим». Известно, что он воевал на Дону, затем на Кавказе. Будучи на фронте, поэт не бросал своего пера. Его муза не молчала, да и сегодня звучат стихи, созданные под свист пуль и грохот пушек… Он родился 30 ноября 1906 года в селе Порецкое. После окончания школы-коммуны работал в комсомоле в Алатыре. 24 июня 1944 года, в одном из боев, уничтожая вражеский пулемет, Николай Матвеевич Базанов погиб.
Словом, разные эпохи переплелись на выставке о ядринской старине. «Обо всех семейных реликвиях можно до утра рассказывать, – замечает И. Токарева. – Любопытна выписка из метрической книги 1900 года – прообраз нашего свидетельства о рождении. И аттестат об окончании реального училища 1911 года не похож на нынешний, но какой авторитетный документ. А в воинской книжке 1914 года, когда солдаты уходили на Первую мировую войну, обязательно была помещена отдельная страничка с портретом государя императора во весь лист. Понятно, что похвальная грамота за примерную учебу 1939 года была с портретами двух вождей, словно иконостас в миниатюре. Подростки всю эту информацию с неподдельным интересом на лету «проглатывают». Просят об этом почитать в книжках. А мы, библиотечные работники, этому несказанно рады, ведь ради них стараемся. Старины забытой не должно быть».

Опубликовано: 16 сентября 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.