Демографические проблемы, высокие баллы ЕГЭ и скандал с «мертвыми душами» – все, чем запомнится вступительная кампания – 2011. Еще до ее начала в приемных комиссиях сокрушались: мало выпускников – мало будет абитуриентов. Но студентов вроде хватило всем. В отличие от прошлых лет нашим вузам не понадобился даже второй этап зачисления: все бюджетные места, как пирожки с пылу с жару, разобрали уже к 5 августа.
Не только в республиканских альма-матер – ЧГУ, ЧГПУ и сельхозакадемии (в институте культуры в этом году первокурсников не принимали вовсе). На «раз» закрыли «бюджетку» очных отделений в Политехническом институте – филиале МГОУ (70 мест), в филиале Российского социального университета (30). При этом во многих вузах на бесплатные места попали абитуриенты как с очень хорошим средним баллом ЕГЭ – 80-85, так и с весьма скромным, от 43 до 50. Впрочем, зачисление не закончилось, вузы продолжают набор на платную учебу. Прием документов кое-где идет даже до 31 августа.
Пока в Чебоксарах готовятся к вручению студбилетов, в Москве разбираются с громким скандалом – в медицинском университете имени Пирогова в списки поступающих вписывали абитуриентов-призраков с высокими баллами и льготами. Расчет был таков – настоящие абитуриенты, испугавшись конкурса, уйдут в другие вузы, и в студенты зачислят тех, кого надо. Скандал имел большие последствия. Ректор пироговского университета отправлен в отставку. Глава Минобрнауки пообещал изменить правила приема в вузы. А корреспондент «СЧ» решил выяснить – возможно ли такое у нас?
Раз в одном отдельно взятом вузе практиковали подобную схему, то и в любом другом могут взять ее на вооружение, считают в отделе профессионального образования и науки Минобразования республики. Чтобы преградить путь мошенникам, надо минимизировать риски. По примеру федеральной базы свидетельств ЕГЭ создать единую российскую базу абитуриентов. Делегировать в приемные комиссии общественных наблюдателей. А во избежание новых «мертвых душ» давать в электронных базах более полную информацию об абитуриентах – номер аттестата, дату окончания школы и т.д. В последнем случае, правда, преградой может стать закон о персональных данных.
Если официально, то нарушений в ходе приемной кампании в республике не выявлено. Жалоб по этому поводу ни в Минобразования, ни в прокуратуру не поступало. Сейчас, кстати, сотрудники прокуратуры проводят плановую проверку по соблюдению законности в организации единого экзамена. Напомним, однако: заслуга в раскрытии мошенничества во втором медицинском принадлежит вовсе не правоохранительным органам, Минобрнауки и прочим государственным контролерам. «Мертвые души» в списках абитуры обнаружил московский программист, по просьбе своего знакомого мониторивший конкурсы в медицинских вузах…
Между тем эксперты «СЧ» полагают, что схема, возможно, применялась в Москве не только в оскандалившемся втором «меде». В последние дни в приемные комиссии местных вузов массово пошли ребята с отличными баллами ЕГЭ. Все они подавали документы в московские вузы, да передумали, увидев нереально высокий конкурс.