Большинство ученыхбиологов полагают, что потепление климата может привести к сокращению биоразнообразия Земли, так как более теплая планета сильнее подвержена как засухе, так и наводнению.
Так, данные практических работ и научных исследований, проведенных нами в условиях республики, показывают, что в течение последних 50 лет в лесах полностью исчезла липа крупнолистная, почти полностью пропал лютик тюльпановидный. На полях и лугах редкими стали адонис весенний, прострел раскрытый, кувшинка белая, грушинка круглолистная и другие растения. Еще хуже обстоит дело в мире диких насекомыхопылителей. Полностью пропали такие прекрасные опылители люцерны, как листорезы. Очень редкими стали осмии мелитурги, номии и пчелаплотник фиолетовая. Видовой состав шмелей и их общая численность снизились соответственно в два и 15 раз.
Получше обстановка в мире медоносных пчел. Однако состояние пчеловодства республики можно оценить лишь как удовлетворительное, и то с большой натяжкой. С полвека назад во всех категориях хозяйств имелось около 90 тыс. пчелиных семей, а сейчас – не более 55 тыс. У пчел того времени медоносная база была значительно богаче. Под липами было занято 60 тыс. гектаров, гречихой – 15–20 тыс., а подсолнечник возделывался на площади 28030 тыс. гектаров. В настоящее время площади под двумя последними культурами равны почти нулю. Сильно поредели и липняки. Наши систематические наблюдения за последние 35 лет свидетельствуют о больших изменениях в мире растений и животных.
Среднегодовая летная активность наших пчел равна 129 дням. Можно допустить, что эта цифра базовая. Продолжительность летного периода пчел резко начала падать с 2001 года и достигла минимума в 2008 году. В этом году по сравнению с базовым изза резкого повышения облачности количество летних суток уменьшилось на 25,6 суток, или почти на 20%, что оказало отрицательное влияние на медопродуктивность пчелиных семей. В то же время в 2010 году количество летных дней увеличилось на 5 суток. Лето было очень жаркое и сухое.
Многие пасеки малолесных районов изза массового высыхания травянистых медоносных растений остались без меда и с низким запасом белкового корма. Пчеловоды были вынуждены их подкармливать сахарным сиропом. Однако изза низкой обеспеченности пергой многие семьи погибли.
Пасеки, размещенные в лесах и имеющие на пастбищных участках много ивоволиповых насаждений, полностью обеспечили себя нектаром и пыльцой. На таких пасеках семьи собрали по 25–30 кг липового товарного меда и вышли из зимовки без потерь. Следовательно, для медоносных пчел не страшно никакое глобальное потепление, если на площади продуктивного лета пчел растет и цветет достаточно много древеснокустарниковых и других медоносных растений.
Однако большая часть пасек республики не имеет обильного и полноценного цветочнонектарного конвейера. Большинство пчеловодов работает с монокультурами – клевером, донником, люцерной, липой. Причем последняя используется только одного вида – мелколистная. Но в условиях глобального потепления только трехвидовые липняки могут обеспечить хозяина товарным липовым медом.
Виновато тут прежде всего отсутствие плановой системы земледелия. При социализме колхозы и совхозы республики ежегодно высевали по 2030 тыс. га гречихи, подсолнечника и до 100 тыс. га люцерны, клевера, донника. Сейчас этого нет. Совершенно перестали сеять гречиху и подсолнечник. Очень малы площади под бобовыми культурами. Если такая политика будет продолжаться, то буквально через два года в Чувашии могут полностью исчезнуть и шмели, и другие одиночные пчелы. Не в лучшем состоянии окажутся и медоносные пчелы.
Подсолнечник и такие осенние медоносы, как цикорий, мордовник, кульбаба, золоторник, важны насекомымопылителям для накопления жировых запасов перед зимовкой. Изза отсутствия посевов подсолнечника в 2010 году шмели не смогли набрать нужного количества жира в своем теле, поэтому 9596% шмелей погибло во время зимовки. Этому способствовало и глобальное потепление в виде небывалой жары.
Если не принять срочные меры, восстановление численности этих насекомых со временем станет невозможным. При Чувашском НИИСХ следует открыть новый отдел пчеловодства и шмелеводства, без которого нельзя успешно вести научнопрактическую работу по восстановлению и развитию и того, и другого. По этому вопросу мы не раз обращались в Администрацию Президента республики, однако положительного ответа не получили.
И. МАДЕБЕЙКИН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ученый пчеловод.
И. МАДЕБЕЙКИН, кандидат биологических наук.