От витрин с чудными вещами деревенского музея, а это и сито для просеивания древесного угля, и набор сельскохозяйственных приспособлений, краевед Галина Сергеевна Лосева утянула меня к старому кухонному столу. На почтенный возраст вещи указывал какойто необычный цвет. Заметно было, что кисть его поверхности никогда не касалась. Но зато какой темнокоричневый оттенок! Как говорится, нарочно не придумаешь. Не менее любопытна история появления стола в крестьянской избе.
Бывшая учительница, а теперь почетный гражданин № 1 деревни Верхние Кумашки Шумерлинского района помнит, как в первые дни Великой Отечественной войны именно с этим столом прибыла на постой молодая женщина по имени Зина с ребенком. «Кто они такие, чем до войны занимались – давно забылось, – рассказывала Лосева. – Но одно доподлинно известно: это были эвакуированные из Ленинграда. Они долго жили у нас в доме. И только сейчас, на старости лет я задумываюсь, как им было страшно трудно. С маленьким ребенком почти с другого конца страны добираться до Чувашии. Сколько пересадок, ночевок, но женщина берегла свой скарб. Такая долгая дорога, а она не бросила обычный стол, сколоченный из досок».
Потом «стол по наследству» стал дорог и семье Лосевых. «Когда Зина уехала в родной город на Неве, в знак благодарности за приют она оставила старенькую вещь как самую дорогую реликвию на память. После войны я за этим столом к урокам готовилась. Потом учительницей стала и уже сама ученические тетрадки проверяла. Не поверите, как увижу этот стол, обязательно к нему присяду, – призналась Галина Сергеевна. – От него какаято особая энергетика исходит. А ведь в нем ничего особенного, даже ножки не резные».