Кюстюмеры по местным меркам вовсе даже и не глубинка. Однако именно эта деревня в Вурнарском районе претендует на образчик самого неблагоустроенного места в республике. Хотя в двух шагах от ворот – столбовая дорога на Ибреси.
В САПОГАХ НА ПРАЗДНИК
Несколько лет назад здесь с помпой открыли новую школу, есть медпункт, детский сад и несколько магазинов. А вот добраться до этих социально значимых объектов детям, больным и пенсионерам – целая проблема. В это трудно поверить, но в населенном пункте с почти 200 дворами нет ни одного метра дороги с твердым покрытием – ни асфальта, ни щебенки, ни бутового камня, которым наши прадеды мостили улицы. Якобы по проекту вместе со строительством школы должны были уложить асфальт по центральной улице. Но по каким-то причинам дорога обогнула деревню. По ней даже Президента республики провозили. А тот на радостях даже не догадывался, что за потемкинским фасадом запрятали большую проблему: школьники добирались на праздник в сапогах с туфлями под мышкой. В дни, когда зарядит дождь, дети пробираются к школе за огородами.
В письме в редакцию жители Кюстюмер уточнили: «Говорят, был еще проект, но и он не реализован. Понятно, кризис, не хватает денег – с этим никто не спорит. Но мы видим, что в районе во всех деревнях, кроме нашей, центральные улицы заасфальтированы, в некоторых даже на двух-трех улицах такое благо. Что же получается, где-то густо, а в нашем месте – пусто? Может быть, такое «неравенство возможностей» зависит от беззубой позиции главы сельского поселения? Или он не может своего добиваться, или отношения между чиновниками не сложились? Сидим и гадаем. Но страдает от разногласий начальства простой народ. После первого же дождя мы послушно облачаемся в сапоги и ползем по улице по колено в грязи. Мы надеемся, что нас услышат те, кто разберется в этом деле и поможет нам с дорогой хотя бы по центральной улице деревни. С уважением А. Якушин, В. Григорьев, А. Владимиров и другие. Всего 8 подписей».
ТАМ, ГДЕ КОНЧАЕТСЯ АСФАЛЬТ
И отчего кюстюмерские в обиде, недоумевают жители соседней деревни Одиково? Каждые утро и вечер деревенское стадо отбивает копыта по новенькому асфальту. А пастухи-то как довольны. Можно пройти до пастбища, не запачкав калош. Правда, и они ворчат, мол, почему асфальт обрывается на полпути.
Спрашиваю у главы Ершипосинского сельского поселения Е. Музякова, откуда появилась новая, но незавершенная строительством дорога в лес? Евгений Иванович внес некоторую ясность. Оказывается, в данном случае «наследила» другая громкая пропагандистская акция. По республиканской целевой программе «Дорога до деревни» вдруг вспомнили про бесперспективный населенный пункт Авруй, в котором зимуют пять стариков, летом население увеличивается вдвое. «На совещании в райцентре на этом проекте вообще хотели поставить крест, но я отстоял хотя бы 1 километр 175 метров. Этот отрезок смогли построить за 5,6 млн. рублей. Асфальт проходит за околицей, в него упирается начало двух улиц деревни Одиково», – с гордостью сообщил глава. Однако в сельском магазине покупатели оптимизма Музякова не разделяют. Женщины высказались более определенно: «Если «дорогу в никуда» построили в рекордно быстрые сроки, то значит, это кому-то было нужно». Все в округе знают, что в вымирающей деревушке родился ректор одного из чебоксарских вузов. Если там богатые люди хотят строить коттеджи, то с какой стати дорогу к себе тянут на бюджетные деньги?
А еще люди назубок знают историю про титульный лист. Вот как ее пересказал глава местной власти: «Вурнарская организация «Стройпроект» подготовила документацию на прокладку асфальта по центральной улице Кюстюмер. Все работы оплачены, где-то около 230 тыс. рублей ушло. Ждем, когда проект пройдет экспертизу, без этого финансирование не откроют. С этой дорогой мы вошли в республиканский титульный список. Проект обойдется в 18 млн. рублей. Теперь дожидаемся поступления денег из республиканского бюджета. В казне поселения на все про все всего 3 млн. рублей. Понятно, что в одиночку строительство дороги не осилим. Со стороны фермы начали хозспособом вести дорогу. На этот год на устройство земляного полотна выделили 173 тысячи рублей по статье «Благоустройство». Документация на аукцион составлена. На днях я выставлю на электронные торги, и будем искать подрядчика. Попробуем от фермы к деревне подъезд сделать».
Почему так сложилось, что в советские годы не построили уличную дорогу? По мнению главы, не повезло из-за пустяка. Не было руководителей районного масштаба – выходцев из этой деревни. Раньше ведь каждый тянул одеяло на себя, перед односельчанами хотел хорошо выглядеть. За Кюстюмеры некому было слово замолвить. Вот и получилось так, что рядом с деревней дорога проходит, но обрывается прямо у ворот. Далее по улицам – сплошное бездорожье. «Скажу одно: надо подождать, – спокойно рассудил Е. Музяков. – Программа не сворачивается, а отодвигается на неопределенный срок из-за отсутствия денег. Ждем финансирования из Чебоксар. Все, что в моих силах, я сделал. Постараюсь проект продвигать дальше. Работаем потихоньку, остальные вопросы решаем».
ВСЮ ПАМЯТЬ СМЫЛО
Про «остальные вопросы» он не уточнил. Но явно глава поселения имел в виду не скромный памятник в центре деревни. Удручающе смотрится этот заброшенный островок среди луж и непролазной грязи. На подобное замечание Евгений Иванович обиделся: «Не может быть. В прошлом году мы памятник погибшим односельчанам полностью покрасили. И забор тоже. И все фамилии снова написали. Краска такая попалась, наверное. А может быть, выцвела? Список не вернувшихся с войны у нас есть. Надо просто восстановить надпись. Памятник мы реставрируем каждый год. Нынче погода не дает – то дожди, то холодно. В мае, например, сам я был на учебной сессии, фактически некому было заниматься этим делом».
Если память о солдатском подвиге стараются сохранить, раз в год обновляя обычным фломастером скорбный список, то комментарии к такой инициативе, согласитесь, излишни.
ЗАЖДАЛИСЬ У МОРЯ ПОГОДЫ
Напрашивается вопрос: почему сами жители десятилетиями не проявляли инициативы по обустройству хоть какого-нибудь участка улицы? Если своих детей не жалеют, то хоть бы медиков из райцентра уважили: каково им топать по лужам от шоссе до фельдшерско-акушерского пункта. В иных местах щебнем засыпают, с завода шлак завозят. Почему здесь царит такое дремучее, иждивенческое настроение? Глава, не задумываясь, ответил: «У нас люди очень обиженные. Только требуют, мол, давай делай. Приведу пример. В одно время мы содержали пожарную машину за счет денежных средств граждан. С каждого двора сначала собирали по 50, потом по 100 рублей в год. Из-за этого такие острые перепалки возникали. Многие наотрез отказывались делать пожертвования на общее дело. Пришлось отказаться от затеи. В конце концов, перевели пожарное депо на баланс администрации поселения. Люди всегда говорят: нужно, нужно, а когда начинаешь делать, денег не хотят давать. Поэтому даже не собираюсь заикаться о поборах для общественных нужд. Мы это, как говорится, уже проходили».
Водопровода в деревне тоже нет. Однако никто не жалуется на неудобства. В один голос заверяют, что это не проблема. Неподалеку от Кюстюмер построена плотина Вурнарского водохранилища. В этом году в райцентр тянут водопровод. В ближайшее время должны дать воду в 30 деревень района. «И до нас дойдет очередь, – заявил глава поселения. – Постараемся в эту программу войти». «А не случится так, что опять обойдут, как с дорогой вышло?» – «Плотина находится на территории нашего поселения. Думаю, нас не обидят. С водой у нас все спокойно. Колодцев много, и еще более 15 прудов».
ЖИЗНЬ ПО ПРОГНОЗУ СИНОПТИКОВ
Доярка Светлана Васильева зло отшутилась: «Мы привыкли к хляби, без грязи не представляем своей деревенской жизни. Зачем нам асфальт? На грязь упадешь – не больно. Да и куда нам деваться, вынуждены приспосабливаться к сводкам погоды. Улицу не асфальтируют, никому из начальства не надо. Каждый год оно обещает, но никаких подвижек. Это значит одно: администрация поселения не работает, не требует. Ведь, в крайнем случае, улицы можно «щебенировать». Где-то я прочитала, что если в деревне менее 100 жителей, то щебенированная дорога должна быть. При большем населении – извольте уложить асфальт. (Вздыхает.) Эх, если бы дорога была… У меня уже и дети выросли, внуки бегают».
Из рейсового автобуса выскочила жительница деревни Елена Фадеева. Красиво одета, видно, из гостей едет. Но вместо туфель – калоши. «Как это нам не нужен асфальт? – возмутилась она. – Очень даже нужен. Однако нас всегда обманывают. Хоть бы до памятника была твердая дорога. Мой сын, когда приедет, оставляет машину у ворот деревни. Так многие делают. Наши внуки не хотят грязь месить. Так мы их совсем отучим от земли».
Вот и Валентина ругает мужа, грозится уехать в город, мол, зачем нужны такие мучения, когда даже выйти в магазин за хлебом – большая проблема. Недавно на ее глазах водитель не справился с управлением и свалил столб. Деревня полдня оставалась без света.
…Пока бродил по пустынной деревне, подумалось, здесь в дождливую погоду, наверное, даже в гости ходить не принято. Промелькнули продавец с мужем: в рюкзаках принесли, сколько могли, свежего товара. Поджидающие их мужики ахнули: «Чего не на тракторе-то?» Последовал ответ, достойный умиления: «Тракториста пожалели, а вдруг в грязи застрянет. Одна морока тогда».