Наряд из глубины веков

В старину в мордовской избе стены не оклеивали и тем более не красили. Зато к Пасхе обязательно их мыли и скоблили до восковой желтизны. И это не случайно. Как правило, мордва строила деревянные дома, предпочитая сосну. Срубы были невысокие – до 13 венцов.
Эти подробности народного быта поведала Надежда Кулясова, уточнив: «Однако таких изб с белой половиной было всего треть, остальные – так называемые курные избы, которые топились «почерному». При топке для выхода дыма открывали дверь или специальные маленькие окошки».
На пороге музея быта в Мордовском культурном центре села Напольное Порецкого района Надежда Алексеевна выглядела картинно, но строго. Однако представилась с задоринкой: «Не подумайте, я тут не ряженая, а бывший учитель математики. Ныне вот – пенсионерка, на общественных началах экскурсовод и консультант. Когдато вела все концерты в клубе. Теперь уступила конферанс молодым девчатам. Чего зрителям на старуху глядеть? Разве что полюбоваться на народный мордовский костюм. Обратите внимание, он исполнен в сценическом варианте, пошит в Саранске по эскизам художников. Говорят, содержит все научно обоснованные элементы национального наряда».
Что в нем такого особенного, чего нет в одежде других народов Поволжья? И на это у Н. Кулясовой припасен ответ. Оказывается, наиболее характерным женским украшением эрзи был пулай (пулогай). Как никакой другой элемент костюма он являлся определителем региональной принадлежности его носительницы и ее состоятельности. Кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников шло все, что блестит: бисер, бусы, цепочки и пуговицы. Женщина надевала его еще подростком и носила до самой смерти. Иногда его повседневный вариант весил до 56 килограммов. Тяжеловато, однако. Тогда зачем, спрашивается, женщины носили пулай? Надежда Алексеевна ответила так: «Мордовские женщины очень много работали в поле в любую погоду, а он хорошо согревал поясницу».
Рассказывая о костюме, экскурсовод успевала показывать крестьянскую утварь. Вот посуда для питья, хлебница, сплетенная из лыка, глиняные чашки, горшок для топления масла. Все полотенца вытканы вручную. Залавок для посуды. Село Напольное славилось мастерамикраснодеревщиками. Это кресло изготовлено вручную. В некоторых домах есть шкафы, кровати и комоды. Предметы быта «гнули» из ивы, очень уж она пластичная да и растет повсюду. Мягкое дерево липа тоже в большом почете.
Директор сельского Дома культуры А. Панишева, худрук Т. Пиняева, библиотекарь Е. Солдайкина, а также Г. Сидоркина вложили душу в создание музея народного быта. Со всего села люди несли в него разную домашнюю утварь, предметы старины. Сами реставрировали экспонаты. Настолько разыгралась фантазия, что «вдохнули жизнь» в обычную экспозицию. Так, в избе за прялкой усадили куклубабулю в платочке, рядышком подвесили люльку. А дед в лаптях, почемуто очень чернобровый, расположился на печи. И даже плетнем из ивовых прутьев декорировали сени.
В красном углу на видном месте есть символичный экспонат – тканый расшитый рушник, который девушка развешивала в день свадьбы в доме жениха как символ большой и счастливой жизни. Думается, и у музея народного быта в мордовском селе впереди долгая судьба.

Опубликовано: 5 мая 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.