Дешевле только на бирже

Понятие “торговая биржа”, как правило, ассоциируется с классической картинкой: огромный прокуренный зал, до отказа заполненный мужчинами, мигает табло, стараются перекричать друг друга биржевые посредники…
Сейчас, с появлением Интернета, торги ведутся по-иному. В офисе, в отдельном “отсеке”, сидит специалист, без лишнего шума осуществляющий все сделки через компьютер. Но было бы замечательно вернуть современному биржевому рынку России дореволюционное состояние, то есть проводить через него максимум закупок, в том числе и по госзаказу. Этой идеей поделился А. Рыжиков — президент НП “Московская фондовая биржа” (МФБ), выступая на “круглом столе”, посвященном настоящему и будущему биржевого товарного рынка России. Совершенно излишне открывать биржи в каждом регионе, у той же МФБ уже 17 представительств (и это, наверное, не предел). Обычно в качестве представительства выбираются региональные торгово-промышленные палаты, так как “их легче учить”. В ПФО представительства есть в Нижнем Новгороде и Ульяновске. Биржа торгует строительными материалами, углем, сельскохозяйственной продукцией. Но активнее всего – цементом и минеральными удобрениями.
Биржевые торги как нельзя лучше легализуют цены, доказывал московский гость. То, что цемент на бирже нынче упал в цене по сравнению с прошлым годом, А. Рыжиков поставил в заслугу именно биржевым торгам. С их помощью год назад было выявлено, что в России спрос на цемент сильно опередил предложение. И сегодня в торгах участвуют поставщики этого стройматериала из Турции, Китая, да и отечественные предприятия увеличивают мощности. Доска объявлений о продаже стройматериалов — http://300x.in.ua/blog.  Так что стоимость цемента в ближайшее время расти не будет, страна им затоварена, уверен московский специалист. Зато на удобрения нынче, наоборот, прогрессирующий рост цен, они поднялись уже на 81 проц., безо всяких объективных причин. Видимо, имеют место биржевые спекуляции. “Сейчас украинские коллеги скупают у нас до 50 проц. минеральных удобрений, а доля российских покупателей – всего процентов 20. Это ненормально”, – констатировал президент МФБ, считающий, что если бы по минеральным удобрениям для внутренних потребителей проводились свои торги, а для экспортеров свои, цена бы стабилизировалась.
“Я пришел сюда не говорить, а слушать, потому что не специалист в биржевой торговле, – обратился к участникам “круглого стола” полпред Президента России в ПФО Г.Рапота. – Мне хотелось бы выяснить, какая доля выгоды от роста цен на сельхозпродукцию, а цены эти растут, достается самим производителям. И разобраться в ценообразовании, чтобы стабилизировать цены, сделать их понятными и предсказуемыми”. Оказалось, рынок сельхозпродуктов пока один из самых закрытых биржевых рынков, но в то же время он очень перспективный. А насильно в биржевую торговлю никого не затащишь. В этом руководитель МФБ убедился, когда столкнулся с пресловутым “административным ресурсом”. Администрации нескольких южных житниц России волевым решением запретили сельхозпроизводителям торговать на бирже зерном. Так что без государственного вмешательства тут не обойтись. Президент МФБ назвал две основные проблемы, тормозящие развитие биржевого рынка: отсутствие общегосударственной стратегии и устаревшая нормативно-законодательная база.
Ситуацию наверняка исправят. “Сейчас в России много биржевых площадок, но недостаточно отлажены механизмы торговли. Посредством биржевых торгов нам удавалось сбивать цены на цемент, зерно, нефтепродукты. Поэтому выстраивание структуры биржевой торговли – одна из главных задач, решение которой приведет к нормализации цен”, – подвел итог президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохин.

Опубликовано: 21 июня 2008 г.


Читайте также: