Легенду – в бронзу

Три всадника на высоком живописном холме – чувашский воевода Буртас и предводители народного нижегородского ополчения купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. На разгоряченных конях стремятся в Москву, спасать ее от польсколитовских захватчиков…
Такой памятник предполагается возвести вдоль трассы М7 около деревни Шупашкаркасы Чебоксарского района.
Оправданно ли это соседство? Вполне, рассказывает народное предание. Жил на рубеже ХVI–XVII веков в Поволжье турхан Буртас. Владел он землями, на которых сегодня расположена деревня Шупашкаркасы, дружил с нижегородским земским старостой Кузьмой Мининым. И в 1612 году, собрав по его просьбе отряды чувашей в единое войско, повел их в Нижний, чтоб идти спасать Москву от иноземных захватчиков. Есть и документальное подтверждение этому историческому факту. В «Казанской грамоте» 1611 года сказано, что «всякие люди Казанского государства и князья, и мурзы, и татары, и чуваши… договорились с Нижним Новгородом и со всеми поволжскими городами, чтоб всем быть в совете и соединении и за Московское и Казанское государство постоять». Правда, в документе не названо имя чувашского воеводы, но оно вполне могло быть Буртас.
Впервые о Буртасе поведал в 1939 году нижегородский писатель Валентин Костылев в историческом романе «Кузьма Минин». Чувашский же читатель узнал о своем легендарном сородиче от народного писателя Юхмы Миши. Неутомимый исследователь и собиратель народных легенд записал предания о Буртасе в 1955-м от старожилов деревни Шупашкаркасы. Сопоставив услышанное и прочитанное у русского исследователя, воссоздал образ предводителя чувашских ополченцев в историческом романе «Дорога на Москву» (1966). А краевед П. Николаев «раскопал», что Кузьма Минин умер в Чувашии. В 1615 году пожалованный в князья Минин был послан в казанский край подавлять народные волнения, тогда и встретился с Буртасом. Когда войска переходили реку Унгу, весенний тонкий лед не выдержал, Минин и Буртас оказались в воде. После этого и без того больной Минин совсем ослабел и якобы умер под дубом, который до сих пор растет на бывшей земле турхана.
Как было на самом деле, теперь никто уже не знает. Но образ Буртаса, считают многие, вполне достоин того, чтобы войти в сонм героических сынов чувашского народа. Благодаря стараниям Юхмы в Чебоксарах есть улица имени Буртаса, а в Шупашкаркасах ежегодно вспоминают храброго воеводу 4 ноября. Администрация Чебоксарского района поддержала и идею писателя о создании памятника Буртасу. И объявила в прошлом году конкурс проектов, а когда они были представлены, вывесила их на всенародное обсуждение в музее «Бичурин и современность». Из задумок двух заслуженных художников Чувашии П. Пупина и В. Зотикова общественность впечатлила работа первого: монумент высотой 13,35 м с описанными выше фигурами.
Правда, когда появится этот ансамбль, пока никто не может сказать. «Будем искать деньги», – говорят в администрации, не сомневаясь, что найдутся люди, пожелавшие вложиться в благое дело. Автор проекта скульптор Петр Пупин памятник легендарному князю намерен сделать в любом случае, если даже не найдут средств для всего комплекса. Тем более, что уже нашлись люди, готовые выделить бронзу.

Опубликовано: 24 марта 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.