Ренессанс в торговле продолжается. Один за другим в рекордно короткие сроки вырастают новые супермаркеты и крупные центры. Сейчас в Чебоксарах их насчитывается около десяти, на подходе еще парочка. Обыватель недоумевает: куда столько, у нас же не Рублевка, а демографического взрыва не ожидается… Но если это и головная боль, то только для тех, кто инвестирует и торгует. Потребитель же остается в выигрыше.
МЕСТНЫЕ НЕ СДАЮТСЯ ВАРЯГАМ
Действительно, даже по официальной статистике торговыми площадями столица республики обеспечена уже выше крыши. По данным отдела организации торговли и потребительского рынка горадминистрации, на тысячу горожан приходится 304 квадратных метра при нормативе 280. Правда, это показатель типа средней температуры по больнице. К примеру, на весь Чапаевский поселок приходится три захудалых магазинчика.
А в целом чебоксарская торговля представлена преимущественно предприятиями с площадью 300-500 квадратных метров. Супермаркетов, располагающихся на тысяче и более метрах, – всего лишь 3 процента. Но это не предел, в республиканской программе развития потребительского рынка предполагается, что большая часть инвестиций будет направляться в строительство именно таких «тяжеловесов». Один только торгово-развлекательный комплекс «Каскад» займет 42 тысячи «квадратов».
«И возродится вновь…» – гласит громадная растяжка на месте сгоревшего МТВ-центра. Возрождение планируется на 73 тыс. квадратных метрах. Это плюс к 70 тыс., на которых развернулся известный «Мега Молл» тех же хозяев. Конкуренции, по словам некоторых ведущих менеджеров, они, как любые нормальные бизнесмены, опасаются, но не сильно. Компания вовремя раскрутила и отстояла свой бренд перед иногородними структурами, которые еще при появлении МТВ-центра пытались прибрать его к рукам.
Крупные центры – будь то «Мега Молл», «Шупашкар», «Центральный универмаг», «Ярмарка» – в основном не торгующие субъекты, а всего лишь арендодатели коммерческой недвижимости. И их процветание зависит от благополучия арендаторов. Но они успели обзавестись своего рода гарантированным контингентом покупателей, которые едут даже с другого конца города.
Труднее остальной торгующей местной рати, поднявшейся только в последние годы, особенно на продовольственном рынке. Вот их-то иногородняя экспансия пугает всерьез, и гостеприимных чувств к варягам, открывающим в самых ходовых точках один за другим громадные супермаркеты, они вряд ли испытывают. При создании новых торговых предприятий именно крупным федеральным и региональным ритейлерам принадлежит значительная, если не львиная, доля инвестиций. И именно у них шире ассортимент товаров, современные технологии их продвижения, организации торговли.
Ограничить нашествие москвичей, казанцев, нижегородцев просто нереально – в стране единое экономическое пространство. (Не удалось же республике когда-то поставить заслон марийским бройлерам.) Хотя все чаще со стороны доморощенного бизнеса звучит пожелание местным властям как-то упорядочить этот процесс, ограничить торговое нашествие какими-то рамками.
И уже не только со стороны бизнесменов звучат подобные пожелания. Не далее как в минувший понедельник на правительственной планерке Президент республики Н. Федоров высказал неудовлетворение по поводу строительства с разрешения городской администрации очередного супермаркета рядом с парком имени 500-летия Чебоксар. Как выяснилось, заказчик и инвестор строительства – одна из нижегородских фирм. «Во что превращаются легкие города!» – сказал глава республики и потребовал минимизировать экологический урон от такого соседства.
Словом, административное вмешательство тут нелишне. Несмотря на то, что всех по своим местам расставит и конкуренция. По мнению руководителя дирекции арендных отношений компании «Мега Молл» Ларисы Соколовой, уже через два года «кто-то неизбежно умрет первым». Столь неутешительный прогноз касается и варягов, и местных предпринимателей. Но последним пора не только жаловаться на засилье со стороны, а самим активнее искать свободные ниши, считает президент республиканской Торгово-промышленной палаты И. Кустарин. А их еще немало. Крупный ритейлер вряд ли пойдет на городские окраины, некоторые из которых представляют коммерческий интерес. Взять тот же Чапаевский поселок… На конечной остановке маршрутных «газелей» чуть ли не круглосуточно торгуют горячим кофе и домашними пирожками местные предприимчивые пенсионерки.
В ЗАВОДСКОМ ЦЕХУ ТОРГУЮТ…
А закрытию хотя бы одного торгового комплекса обрадуется разве что только какой-нибудь ортодокс. Нормальному обывателю, уже привыкшему к выбору торговых точек, это не с руки. Ему все равно, где расположен центр, – в новом здании или в бывшем заводском цеху.
Перепрофилирование последних приобрело, как известно, политическую окраску: мол, сворачивается производство в угоду торгашам. Можно подумать, что закрывались преуспевающие предприятия, а не банкроты. Но и торговля не везде процветает по новым адресам.
Особо много кривотолков вызывало размещение «Мега Молла» на ткацких площадях чебоксарского ХБК. Правда, при этом как-то забывалось, что в бывшем производственном корпусе работу получили не сотня ткачей, а гораздо больше продавцов с более высокой зарплатой.
Сложнее с торговым комплексом «Первая площадка», расположившимся в бывшем производственном корпусе электроаппаратного завода. Здесь наплыв покупателей не столь плотный, сказывается, видимо, запоздалость с занятием ниши и конкурентное соседство с таким раскрученным брендом, как Центральный универмаг.
Вообще же переориентация пустующих производственных площадей в столице республики – это всего лишь фрагмент общероссийского так называемого девелоперского движения. То есть освоения коммерческой недвижимости. Началось оно, как водится, в Москве, а затем бурно переместилось в регионы. Чебоксары не стали исключением.