В минувший вторник в деревне Малое Шахчурино Чебоксарского района в огне погиб 59летний мужчина, безногий инвалид. По словам односельчан, соседей и родственников потерпевшего, человека можно было спасти, если бы дороги на улицах вовремя чистили от снега.
Пожар в скромном доме на улице Овражной случился после пяти часов утра, когда хозяйка ушла на работу. Дома остался муж. По словам женщины, он был трезвым. Правда, курил, на основании чего пожарная служба района высказала предположение, что причиной пожара стала «неосторожность при курении». Но то ли сигарета виновата, то ли что-то другое, никто теперь не скажет. И настоящую причину определить невозможно. Хозяин дома погиб, и тайну происшествия унес с собой в могилу.
МОЖНО БЫЛО СПАСТИ
Возгорание первой заметила тетя Римма, которая проживает через три-четыре дома от погорельцев. Над задней частью кирпичного дома поднимался черный дым.
Совсем недавно, в декабре прошлого года, пожилая женщина точно также первой заметила пожар в доме у соседки. Тогда строение спасли. Позвонили пожарным, которые быстро приехали и ликвидировали возгорание. «Дороги были еще хорошие», – говорят по этому поводу в Шахчурино.
На крики тети Риммы одним из первых выскочил на улицу Сергей Кудряшов, староста деревни.
– Я побежал к дому Николая, – рассказывает немолодой староста. – Знал, где лежит сосед. Забегаю во двор, открываю дверь – в лицо ударило пламя. Оно уже поднялось над домом на высоту полтора метра. Зайти в комнату было невозможно. Вся надежда была на пожарных.
Между тем в пожарной части № 41 в поселке Кугеси получили сигнал тревоги и направили в Малое Шахчурино две автоцистерны. Но дальше случилось то, что и должно было случиться. Пожарные машины заехали в деревню и застряли в снегу. Одна из них накренилась и, почти упав на бок, едва не опрокинулась в овраг. Представляете ситуацию? Неподалеку горит дом, а в снежном плену мечутся пожарные, не в силах вытащить машины. Около огромного костра скрипят зубами родственники, не зная, что делать. Наконец сельчане бросились спасать пожарных, вызволять их из снежного плена.
– Видели бы вы эту картину, – не может прийти в себя от случившегося староста деревни С. Кудряшов. – Стыдно! Веревками вытаскивали пожарные машины из снежной ловушки, всей деревней тянули поближе к горевшему дому…
Пока возились с машинами, время было упущено. Дом сгорел дотла. Приступившие к делу пожарные вместе с сельчанами отстояли хозяйства соседей.
– Брата можно было спасти-и! – ревет Алина Осанова, сестра погибшего Николая. – Когда приехали пожарные, горела лишь задняя часть дома, сени…
Мы приехали в Малое Шахчурино после обеда. Только после трагедии в деревне появился бульдозер, толкавший снег. Он пробивал дорогу к сгоревшему дому. Видно, что за всю зиму здесь его ни разу не убирали.
– За состоянием уличной дорожной сети обязаны следить администрации сельских поселений, – говорит начальник отделения надзорной деятельности Чебоксарского района (бывший Госпожнадзор) Н. Миронов. – Согласно федеральному закону, на предмет соблюдения мер пожарной безопасности сельские поселения проверяются нами раз в три года. Чаще нельзя.
Выходит, по закону пожарный инспектор не может потребовать от главы сельской администрации убрать снег на улицах. В таких случаях, говорят в инспектирующих органах, необходимо, чтобы жители обратились к ним с жалобой. Только имея на руках такой сигнал, пожарные инспекторы вправе потребовать от главы принять меры.
– Почему же до сих пор не обратились с этим вопросом? – спрашиваю у сельчан.
– Почему, почему? – горячится староста. – Я три дня тому назад просил трактор у главы сельской администрации Евгения Зубкова, как будто чувствовал беду. А у него на все вопросы всегда один ответ: «Денег нет».
– Так это вы к главе ходили. А почему не обращались к пожарным инспекторам?
– Вы думаете, мы знаем, что есть такой надзорный орган? Вон их сколько развелось, поди разберись, кто чем занимается…
ПРОГНОЗИРУЕМАЯ БЕДА
Как правило, любая трагедия – это длинная цепь случайностей. Совсем другое дело в Малом Шахчурине. Ничего случайного в этом происшествии нет. Все заложено ходом предыдущих событий, чудовищно халатным отношением к делу.
Местное самоуправление прекрасно видело, что деревни завалены снегом, и, если, не дай бог, что-то случится, худшего не избежать.
Ладно бы трагедия случилась в каком-нибудь медвежьем уголке, глухом лесном поселке. Но если здесь, в Малом Шахчурино, буквально в трех шагах от Чебоксар, происходят такие вещи, то чего уж ждать от настоящей глубинки? Часто ли пожарные машины застревают в снегу, выезжая в деревни по сигналу тревоги?
– Нет, что вы, такого нынче не было, – успокоил оперативный дежурный ГУ МЧС России по Чувашии Д. Белов (наш разговор состоялся до случая в Малом Шахчурино). – Может быть, раньше встречалось нечто подобное, но в последнее время – нет.
По словам Дмитрия, если сельчане видят, что местные органы власти недорабатывают, то они напрямую обращаются к спасателям. В частности, звонят на телефон доверия. «24 января был такой звонок, – продолжает Д. Белов. – Житель деревни Абызово Вурнарского района сообщил, что с Нового года снег на улицах не убирали». Спасатели тут же связались с главой администрации района А. Кузьминым. В главке надеются, что вурнарцы не подведут, потому что в районе уделяют серьезное внимание вопросам безопасности жизнедеятельности.
Мы решили узнать, что изменилось в Абызово после обращения их односельчанина. Как известно, о ситуации с уличными дорогами лучше всех знают почтальоны. Но они нас огорчили. Как сообщила начальник Абызовского отделения почтовой связи Е. Иванова, в конце января дороги немного почистили. А до этого почтальонки каждый день лазили по сугробам, доставляя сельчанам газеты и журналы. Но и сейчас есть в Абызово улицы, заваленные снегом.
Не только в Абызово такое отношение к уличным дорогам. Вот козловчане плачут: «Зимние дороги – просто ужас! Узкие, а как почищены некоторые – ни проехать, ни пройти!»
Совсем другая картина там, где местные органы власти чувствуют свою ответственность перед жителями. Например, Алгазинское сельское поселение того же Вурнарского района содержит 18 км дорог уличной сети и 3 км автодороги «Алгазино – Айгиши». «Дороги чистим от снега по необходимости, – сообщает администрация поселения. – Когда есть необходимость, по заявке администрации бульдозерист В. Васильев с утра приступает к очистке уличных дорог от снега».
Вот это должный подход. И хорошо бы всем так.
Кстати
Вчера несколько сел и деревень в Янтиковском районе с утра пораньше были проверены на предмет уборки снега и освещенности улиц. Глава районной администрации Ю. Васильев отправился в этот рейд в пять тридцать.
Без замечаний осталась только деревня Амалыково, где все дороги были расчищены и фонари к рассвету погашены. В Гришино и Кичкеево обнаружились заметенные улицы, а в Можарках к тому же не отключенное уличное освещение пыталось спорить с восходящим солнцем. Это потому, что кое-где сельские главы еще не успели отрегулировать часовой механизм на фонарных столбах с учетом увеличившегося светового дня.
Безусловно, главы сельских поселений обязаны строго следить, чтобы снежные заносы не перекрывали подъездные пути к каждому дому, для этого у них есть договоренность с сельхозпредприятиями по найму тракторов. Но и хозяевам подворий надо быть аккуратнее, уважать чужой труд. А то, бывает, с энтузиазмом разгребая завалы от собственных ворот, некоторые переваливают снег на только что расчищенную центральную дорогу, обратил внимание Юрий Егорович.
Янтиковцы уже заметили: новый глава предпочитает не от подчиненных получать информацию, а собирать ее лично, курсируя по району и общаясь с жителями.М. ЛАТЫШЕВА
Я староста деревни Пихтулино той же администрации. Мы сами за свои деньги почистили 31 декабря,3 января дороги от снега. Это дорогое удовольствие примерно обошлось в 2 тыс. рублей. С просьбой вернуть деньги получили ответ: денег нет. А как работать старостам деревень, ходить унижаться, гордость не позволяет. Вывод — уходить со старост. Я уже более 8 лет староста, пора оставлять это бремя. Не хотите матерял как Я был старостой 8 лет звоните расскажу 89276694579.
если власти не умеют чистить снег на улицах, тогда что же они умеют ?