В Чувашии нет киноиндустрии, далековата республика от киноэлиты. Однако…
с октября 2003-го проводится у нас ежегодный Международный фестиваль военного кино им. Юрия Озерова, а в других городах России – его «Эхо»,
в ноябре 2000-го в Чебоксарах состоялся кинофестиваль «Эхо Белых столбов»,
в сентябре 2003-го мы принимали Международный правозащитный кинофестиваль «Сталкер»,
в октябре 2003-го – показ комедийных фильмов в рамках фестиваля «Золотой Чапай»,
в июле 2007-го в Чебоксарах и Ядрине прошел кинофестиваль «Николай Мордвинов – наш земляк».
На подходе – очередной. 1–5 июня республика станет площадкой 1-го Международного кинофестиваля патриотического кино «На волжском рубеже». Его организатором выступает Олег Урюмцев, известный кинорежиссер, сценарист, актер, автор проекта фестиваля им. Ю.Озерова. Он уверен, что Чувашия созрела для того, чтобы иметь свой международного значения кинопроект. База для этого готова. Добавим, и история кино республики, достаточно богатая, пожалуй, того же требует. Для наглядности совершим небольшой экскурс в нее.
Из жителей современной Чувашии первыми кино увидели алатырцы. В 1908 году городской предприниматель Ф. Блохин открыл в своем торговом доме кинотеатр. В Чебоксары это искусство пришло весной 1914-го – на набережной появился летний кинотеатр «Рекорд». В 1920-м под крышей отремонтированного мочального склада разместились переехавший из Казани Чувашский драмтеатр и три кинопроектора. Заведение получило название «Чувашское зрелищное предприятие». В 1926–1931 годах кинотеатры получили Ядрин, Порецкое, Канаш, Цивильск. Этот марш нового искусства родил в голове театрального режиссера Иоакима Максимова-Кошкинского идею создания чувашского фильма. К началу 1925-го он сочинил сценарий художественной картины «Волжские булгары». Это был подробный рассказ об истории чувашского народа с древности до современности. На съемки согласилась ленинградская студия «Севзапкино». По ее настоянию автору трижды пришлось садиться за сокращение сценария. В итоге осталось описание бунта крестьян в 1906 году, а фильм получил название «Волжские бунтари». Вопросы финансирования съемок не раз рассматривались правительством Чувашии. Студия запросила огромную сумму – 25 тыс. рублей. Республика нашла деньги. В июне 1926-го картина вышла на экраны страны. В титрах значилось: «Совместное производство «Севзапкино» и «Чувашкино». Роли в ней исполняли питерские актеры, наши играли в эпизодах. В массовках были, конечно, чувашские крестьяне. А «Чувашкино» как такового тогда еще не было.
Кинотрест под этим названием юридически оформился в конце 1927-го. Он стал первым в Поволжье фильмопроизводящим предприятием. Им проведены съемки 7 художественных и 3 документальных лент. В них играли уже и местные актеры. В 1932-м трест прекратил свое существование. После того, как И. Максимова-Кошкинского объявили «врагом народа», его картины были уничтожены. В Государственном хранилище художественных фильмов сохранилась лишь «Священная роща». В 1993 году республика выкупила ее, она была показана телезрителям.
Кинодело вернулось в республику в 1949 году в виде дублирования известных художественных фильмов на чувашский язык. В этой работе были задействованы многие местные писатели и актеры. Картины-дубляжи производились на студии им. М. Горького, Свердловской студии худфильмов, Куйбышевской и Казанской студиях кинохроники. За 45 лет было выпущено более 500 лент на чувашском.
В следующий раз съемки художественного кино пришли в Чувашию в 1969 году – украинская студия им. А. Довженко начала работу над картиной «Сеспель» по сценарию украинского писателя Юрия Збанацкого. Роль поэта в ней доверили нашему – студенту Ленинградского института театра, музыки и кино Иосифу Дмитриеву. Снимали целиком в Чебоксарах с некоторыми выездами в деревни. В старой части города пришлось убрать с крыш даже телеантенны. Это во время чемпионата мира по футболу. Премьера фильма состоялась в январе 1971-го.
Весной 1974-го в Чувашию прибыла группа «Мосфильма» во главе с японским кинорежиссером Акирой Куросавой на съемки картины «Дерсу Узала», которая в следующем же году удостоилась «Оскара». Правда, снимался только фрагмент ледохода на Суре – оказывается, он такой же бурный, как и на Уссури. Фильм, как известно, посвящен исследователю Дальнего Востока Владимиру Арсеньеву. Примечательно, что в то время в Чебоксарах проживали его сестра с дочерью, оказавшиеся у нас во время войны по эвакуации. Есть родственники В. Арсеньева в городе и сегодня.
Лето 1974-го стройотрядовцам, работавшим на чебоксарском Тракторострое, запомнилось участием в массовках съемок телесериала «Наследники» Одесской киностудии. Картина делалась, конечно же, о комсомольцах, под руководством коммунистов, ударно поднимающих завод-гигант.
Чувашия, можно сказать, весьма причастна и к рождению перестроечного кино. В 1990 году документальный фильм Станислава Говорухина «Так жить нельзя!», солидная часть которого снималась у нас, произвел на зрителя впечатление, подобное эффекту разорвавшейся бомбы.
Повезло и картине «Время жатвы», целиком снятой в Малых Токташах Аликовского района в 2004 году режиссером Мариной Разбежкиной, – получила Гран-при фестиваля российского кино «Окно в Европу», признана лучшей на 26-м Московском кинофестивале. Примечательно, что главного героя в фильме о жизни послевоенной деревни сыграл не актер, а обычный житель деревни Шумерля Вячеслав Батраков, инвалид с детства. Неофициальный, но очень интересный сайт о сериале «Как я встретил вашу маму» можно посмотреть тут.
И вот теперь свой фильм собрался создать О.Урюмцев. Кинопробы и даже рабочие съемки уже состоялись.