На семи ветрах забвения

Возле печально известной Никольской церкви в селе Чиганары Ядринского района наконец-то заметны подвижки: этим летом перекрыли крышу. А угрожающе покосившуюся колокольню, прозванную в народе «пизанской башней местного масштаба», – не тронули. Невооруженным глазом видно, что здесь не обойтись без полного разбора деревянной конструкции. Только где взять деньги, если даже на кровлю едва хватило их. Пришлось старосте прихода срочно бежать по селу, выпрашивая у стариков «кто сколько может дать» на оплату работы плотников.
Уже два года пролетело, как этот старинный сельский храм в числе девяти республиканских памятников истории и культуры религиозного значения был передан в собственность Чебоксарско-Чувашской епархии. Затеплился огонек надежды на скорые перемены, когда на субботнике селяне целой бригадой вышли на прибрежную поросль у Суры. Там заготовили жерди. Их хватило огородить от домашней скотины пустырь возле храма. Да и от зевак, фотографирующихся на фоне развалин, следовало отгородиться. Как говорится, подальше от беды, ведь никому не известно, сколько еще простоит на семи ветрах эта падающая колокольня. На закатной стороне появилась обычная калитка у обветшалого крыльца. Давнюю сосну не тронули. К ней старожилы привыкли как к важной детали пейзажа. Сам видел: на одной из довоенных фотографий из семейного альбома местных жителей Чудаковых дерево, вроде бы, такое же крепкое. Да и церквушка скрипит, но стоит.
Как известно, на территории Чувашии даже в 18 веке церкви, которые отличались от построек века предыдущего лишь фасадами, продолжали строить в основном из дерева. Специалисты утверждают, что сохранившаяся до наших дней единственная в Чувашии деревянная церковь Николая Чудотворца, возведенная в 1784 году, является единственной такой в республике. Здание, якобы, сохранило свой первоначальный облик, несмотря на ремонты и переделки, последняя из которых была более века назад. Зодчие прошлого не допускали никаких украшательств. Архитектура фасадов очень скромная, вертикальные тяги и наличники окон сделаны из накладного теса. В колокольне по описаниям были небольшие полуциркульные окна в первом ярусе и круглые во втором ярусе. Жаль, что приходится верить на слово. Кому хочется рисковать, войдя во внутрь постройки, которая в любой момент может рухнуть.
Согласитесь, нет лучшего способа познакомиться с культурой и историей населенного пункта, как обойти его церкви. Они резко отличались своей архитектурной композицией, внутренним убранством. Вот и Никольская церковь в Чиганарах – уникальный объект, с передачей которого епархии, то есть настоящему хозяину, появился уникальный шанс на его спасение. Потомки не простят, если строение развалится. Сообщалось, что в епархии намерены разобрать храм, заменить часть бревен и собрать его заново. Стоимость восстановления объекта – полтора миллиона рублей.
Кощунственно задаваться вопросом, а нужно ли тратить такие деньги. Один из инициаторов субботника, назвавшийся Александром, сказал бесхитростно: «Мы не столько о здании печемся, сколько о народной памяти». Предания, например, отмечают, что в давние времена помещики переводили на чувашские земли крепостных крестьян из центральных и верхневолжских уездов. В помещичьих и монастырских имениях оседало немало беглых русских крестьян. К ним примыкали чуваши, «скоро русевшие и слившиеся совершенно с русскими». По документам известно, что патриарший Амвросиев Дудин монастырь Нижегородского уезда, захватил земли ядринских крестьян и в 1680 году основал село Выла – ныне Чиганары. Как от такого исторического наследства отказываться? Не только в Кижах рубили церкви чудной красоты, ставили их без единого гвоздя. Но и в чувашской глубинке процветало деревянное зодчество. Но к таким постройкам не только время было и остается безжалостным. Церкви быстро гнили, часто горели. В канун октябрьской революции, утверждают историки, в Казанской и Симбирской губерниях деревянные культовые сооружения 16-18 веков можно было пересчитать по пальцам. А тут в 21 веке на глазах у всех может рухнуть рукотворный памятник. Вот уж поистине: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Старожилы села помнят, как несколько лет назад сняли колокол с покосившейся колокольни. Потом его, якобы, украли. Народная молва утверждает, что у вора из соседнего района в пожаре погибла вся семья.
Деревянный храм можно и нужно побыстрее отремонтировать, вернуть его к жизни. За это голосуют пожертвованиями большинство жителей некогда процветавшего села.

Опубликовано: 29 сентября 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.