Вот уже свыше месяца республика живет в условиях чрезвычайной ситуации. Жара не спадает, все высохло на корню. Спасу нет даже в лесу, теперь он сам в опасности – от неосторожно брошенного окурка, небрежно оставленного костра моментально вспыхивают сотни гектаров леса. В июле Чувашия держалась. Возгорания случались, но к крупным пожарам они не привели. Ситуация резко изменилась в начале августа, когда лесные пожары почти одновременно возникли в разных концах Чувашии. На севере огонь наступает на поселок Северный. На юге горит уникальный уголок природы – заповедник федерального значения «Присурский». Еще несколько лесных участков оказались в огне вдоль железной дороги в Ибресинском и Алатырском районах.
По последним данным, площадь, пройденная огнем в Заволжье, составила порядка 50 гектаров. Днем и ночью с огнем там борются работники лесного хозяйства, подразделения МЧС, пожарные дружины чебоксарских предприятий. К сожалению, не хватает денег на горюче-смазочные материалы, но правительство выделяет дополнительные средства на топливо, оно отпускается по первому требованию. Вокруг поселков в Заволжье создаются так называемые минерализованные полосы, через которые ни в коем случае не должно перескочить пламя. В поселке Северном позавчера там стоял наготове 21 автобус на случай экстренной эвакуации жителей в безопасные места. К счастью, автобусы пока не пригодились, поселок живет в тревоге, но своей обычной жизнью.
В Ибресинском районе лесной пожар у деревень Малые Кармалы и Кубня ликвидирован, продолжается борьба с огненной стихией в Алатырском и Кирском лесничествах (Присурский заповедник). Там тоже работают лесники и пожарные. По информации начальника Чувашского главка МЧС С. Антонова, большую помощь спасателям оказывают местные жители. Они защищают как свое имущество, так и чужое добро. Сил и средств хватает. Но и трудности имеются. Так, для людей, ведущих борьбу с лесными пожарами, крайне важно иметь достоверные сведения о быстроменяющейся ситуации. Здесь как на войне: разведка и точные удары. «Мой первый зам неделю тушит лесной пожар в Алатырском районе и говорит, что не может реально оценить ситуацию», – признался С. Антонов. Без разведки с воздуха трудно разобраться в ситуации в горящем лесу, окутанном дымовой завесой. Разведка велась, но недостаточно. Деньги, выделенные на эти цели, закончились. Из 34 вылетов на старом самолете всего лишь один был совершен в Алатырский район, остальные – в Сосновку. Разведка крайне нужна сейчас, когда идет борьба с огнем. «К разведывательным полетам необходимо привлечь частную авиацию», – предлагает С. Антонов. Надо полагать, скоро и частные самолеты поднимутся в небо, чтобы помочь спасателям справиться с огненной стихией.
Что примечательно, все возгорания в лесных районах Чувашии «подарили». Так, пожар в Заволжье пришел к нам с северных территорий. Что касается лесных пожаров на юге республики, то они – на совести железнодорожников. В этом твердо убеждены лесники. Говорят, в 1972 году причиной лесных пожаров, бушевавших в Ибресинском и Алатырском районах, тоже было отсутствие искрогасителей на тепловозах. Выходит, почти за сорок лет проблема так и не была решена?
По словам руководителя правительственной комиссии М. Игнатьева, в республике в основном делается все необходимое для борьбы с лесными пожарами. В этих условиях важно не упускать мелочи. Техника есть, нужны и люди, умеющие на ней работать. Скажем, пожар выявил, что в Заволжье (читай, в одном из районов столицы республики) неустойчиво работает мобильная связь. Разве об этом не знали связисты? Судя по всему, считали, что это невыгодно, вот и «забыли» установить вышку. Пожар быстро показал, что есть моменты и случаи, когда руководствоваться принципами экономической целесообразности нельзя. Но это соображение из разряда уроков, которые необходимо будет извлечь после тушения всех пожаров.
Опубликовано: 7 августа 2010 г.