«Кулаки» и «батраки»

Нынешний недород ощутимо ударит не только по фермерам, но и по карману их односельчан, привлекаемых на уборку картофеля и овощей. В удачные годы в день они зарабатывают от 300 до 500 рублей – в зависимости от урожая. На втором плане – щедрость или скаредность фермера. Если типичный новый «кулак», то плата по минимуму, если еще не оторвался от народа – по максимуму. Нынче, похоже, рассчитывать приходится только на мизер – и картошка, и овощ не уродились. А у иных фермеров они совсем посохли, «наемникам» придется податься в отход.

«НЕ ПОЙДУ К ЭКСПЛУАТАТОРУ…»

В «батраки» идут, как правило, сельские аутсайдеры, не желающие либо уже просто не способные заработать на жизнь в Москве или на Севере, не говоря о создании собственного бизнеса. В республике, по последним данным, насчитывается порядка 2100 крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Каждое в уборочный сезон привлекает не менее десятка человек. В итоге фермеры дают работу более 20 тыс. сельчанам. Это численность населения, к примеру, Алатырского района.
…Поутру, когда соседка с сыном направляются на картофельное поле местного фермера Сорокина, Володя сидит с сигаретой на лавочке возле дома. Своей картошки у него только на огороде, но на зиму хватает. Есть другой овощ, на дворе пара овец, коровенка. Денежную наличность на курево, хлеб и бутылку выручает от сдачи молока заезжему сборщику. Что касается одежды, есть пиджак времен позднего Брежнева, на зиму – поношенный китайский пуховик.
А выходит он не просто подышать утренним воздухом, а сделать политвнушение соседке насчет «эксплуатации новыми кулаками вас, неразумных». Но соседка, далекая от политики, в дискуссию не вступает, лишь заметит: «Сиди кури, Сорокин без тебя как-нибудь обойдется».
И ведь не один такой Володя в деревне… Есть мужики вроде бы посерьезнее и обстоятельнее, не желающие «гнуть спину на мироедов», если даже и деньги нужны. А в «мироедах» не только Геннадий Сорокин, но и успешный хозяин личного подворья Сергей Сергеев (оба из деревни Еметкино Козловского района). У того тоже большая площадь под картофелем, своей семьей не справиться на уборке. Приглашает односельчан, но не все откликаются. Зато из соседних деревень и даже из Урмарского района люди едут на заработки охотно. У Сорокина в иные годы работают до двухсот человек.
Как-то разговорились с одним фермером насчет подоплеки такого вот нежелания потрудиться, собственно говоря, ради своего же блага. 4-5 тысяч рублей, а то и больше за десять дней работы для сельчанина не так уж и плохо. Особенно если в местном СХПК зарплата заметно ниже, а в иных ее практически и не платят. Но у многих, видимо, еще живуче классовое сознание – как это на кого-то работать… Хотя силком, конечно, никто никого на поле не затаскивает, это дело личного выбора: либо сидеть без копейки на завалинке, либо не чураться любой работы.
Не на последнем месте, конечно, и зависть, присущая, прежде всего, не очень трудолюбивым и способным сельчанам. «У меня тоже есть человеческие слабости, – говорит фермер. – И я завидую, если вижу, что у кого-то дом получился лучше или человек выгоднее сбыл продукцию. Но продукт такой зависти – упереться и сделать не хуже».

БЕЗ БУМАЖКИ МОЖЕШЬ СТАТЬ БУКАШКОЙ

Фермер Владимир Узянов из Аликовского района выращивает капусту и картошку. В деле уже не первый год, до нынешнего сезона шло оно успешно. Но в этом году придется, видимо, поджаться – с уборкой обойдется малыми силами, хотя в прежние годы привлекал несколько десятков односельчан. В прошлом платил до 400 рублей в день. Выдавал по желанию работника – хоть ежедневно, хоть по окончании сезона. «Не маловато – 4 сотни?» – спрашиваю. «Это как бы негласно среднеустановленный тариф по республике. В других регионах расценки другие, – отвечает фермер. – Только я убедился: плати даже по 600 рублей – производительность работника, во всяком случае нашего, не повысится. Это уже какая-то местная психология».
На селе в отличие от города вольницы пока еще хватает. Здесь можно свободно ездить по улицам на тракторе в состоянии положения риз, ведь большая часть тракторов и грузовиков на селе сейчас в личном пользовании. Никому в трубку по утрам не приходится дышать.
Не скованы строгими регламентами и трудовые отношения между частными работодателями и наемными работниками. Пришел сосед перед уборкой, спросил, возьмет ли его фермер, сколько заплатит – и весь договор. Хотя по идее надо облечь его в письменную форму и закрепить у нотариуса. Но контингент «батраков» в основном такой, что не привык утруждать себя бумажной волокитой, абы иметь каждодневно наличность на текущие расходы.

А С ДОГОВОРОМ СПОКОЙНЕЕ

Однако так уже не везде. По словам главы республиканской Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств И. Чемерова, все чаще наемные работники оформляют договоры с нанимателями, в основном когда договариваются целой бригадой. Люди уже не очень-то доверяют работодателям, особенно если они не из родной деревни.
Иметь документ на руках необходимо в любом случае, не всегда срабатывает пресловутый авось. Госинспекция труда по Чувашии завалена заявлениями о нарушениях по выплате зарплаты в основном от заводских рабочих и членов сельхозкооперативов, работников частных фирм. От сельских «батраков» по поводу зарплаты такие сигналы редкость, хотя нарушения и тут бывают. В прошлом году инспекция оштрафовала на 2000 рублей фермера В. Никитина из Красночетайского района за задолженность по зарплате всего-то на сумму 7000 рублей. Ощутимо, однако… В порядке вещей у фермера и расчет натуроплатой в размере больше положенного по законодательству (не более 20 проц.) Другой фермер – А. Потемкин из Комсомольского района – не утруждал себя разъяснением работникам, что входит в заработную плату, сколько вообще полагается тому или иному из них. Итог – штраф на 1800 рублей. Коллега Потемкина из того же района В. Семенов роскошью считал выдавать людям расчетки по зарплате, в приказах о приеме на работу никто из них не расписывался, а значит, их им не показывали.
Тенденция же, по мнению И. Чемерова, сейчас такова, что численность наемных работников на селе сокращается – фермеры все больше обзаводятся картофелеуборочными комбайнами. Правда, после нынешних ожидаемых убытков с этим придется, видимо, тоже поприжаться. Однако не везде… Недавно мы рассказали о фермере Г. Ямукове из Урмарского района, который наладил полив своих картофельных полей и рассчитывает получить не меньше 300 центнеров клубней с гектара. На уборку Геннадий привлекает до сотни человек. И даже нынче они наверняка заработают неплохо – платят-то фермеры, как уже сказано, от урожая.

Опубликовано: 31 июля 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.