Трилогия о перемещении между мирами богатырского сына Ивана Муромца превращается в киновселенную. Завтра выйдет заключительная серия сериала «Последний богатырь. Наследие», но с героями, которых зрители за семь лет успели узнать и полюбить, прощаться рано. Впереди премьера полнометражного фильма «Финист. Первый богатырь», а дальше о каждом персонаже из русского фольклора можно снять свою историю. Более того, на сцену вышли подросшие дочери Ивана и Василисы — Марья и Софья, теперь судьба Белогорья зависит и от них.
Дмитрия Дьяченко, кроме первых трех «богатырей» снявшего рекордсмена «Чебурашку», в режиссерском кресле сменил Антон Маслов. В его послужном списке «Вампиры средней полосы», «Поехавшая», «Отель Элеон». То, что «Последний богатырь. Наследие» — один из самых дорогих российских сериалов, видно сразу. Даже не столько по декорациям и костюмам, сколько по количеству и качеству спецэффектов: волшебство в кадре происходит почти каждую минуту. Если раньше превращениями занималась в основном Баба Яга (Елена Яковлева), то теперь колдовать учится и Софья (Эвелина Мазурина), младшая дочь Ивана. У волшебника Белогора (Владислав Ветров) появился — в прямом смысле выведенный из пробирки — сын Цвырь (Дмитрий Лысенков). Без материнского участия получился горбун с хвостом, обладающий способностью вводить людей в заморок — транс наподобие наркотического. Приезжает в Белогорье еще один волшебник, Северин (Александр Устюгов), встревоженный видением большой беды, которая надвигается на этот мир.
Вообще, первую серию нужно смотреть как можно внимательнее, потому что в ней много разгадок к тому, что будет происходить в шестой, которая напоминает ложный финал в музыкальном произведении. Главный злодей побежден, над Белогорьем снова солнце, семья Ивана воссоединилась! Казалось бы, вот и сказочке конец, но начинают одолевать дурные предчувствия — впереди же еще две серии, да и не все герои вернулись назад…
В сериале уже нет той философии из третьей части трилогии про внутреннее зло, которое борется со светом в каждом человеке и которое определяет выбор жизненного пути. Но почти под занавес сценаристы предложат задуматься, а вправе ли мы решать за другого человека, как сделать его счастливым. Сериал стал более простым для понимания, более приближенным к детской аудитории и при этом немного замедлился, местами вообще растеряв динамику. Формат сериала позволяет не гнать сюжет со сказочной скоростью избушки на курьих ножках и дать раскрыться даже второстепенным персонажам, коих, конечно, стало больше.
Папины дочки
У сериального повествования три линии, которые скрепляет один артефакт — венец всесилия. Совместными колдовскими усилиями его создали Белогор и Северин якобы для охраны Белогорья, но по факту получилось кольцо всевластия из книг Толкиена — кто владеет им, владеет миром. Северин вдруг оказывается предателем, Иван в день своего 50-летия в схватке с его воинами падает в пучину времени. На поиски отца в современную Москву отправляется Софья. Марья (Арина Рожкова) вместе с Бабой Ягой, Колобком, Цвырем и нестареющим Финистом (Кирилл Зайцев) идут в северные края, чтобы найти и победить Северина. Василиса как хозяйка и Белогор остаются дома — защищать его от ледяных стрел Северина. И каждого из героев ждут свои испытания.
На роль помудревшей — рука не поднимается написать «постаревшей» — Василисы пригласили Александру Урсуляк. Исполнительница главной роли в трилогии, гражданка Украины Мила Сивацкая после антироссийских высказываний в наших фильмах теперь не снимается. И это неплохая замена: с Василисой в исполнении Урсуляк не забалуешь, она кажется жестче и решительнее Ивана — настоящая мать и защитница всего Белогорья. У Виктора Хориняка в гриме 50-летнего мужчины лишь несколько начальных сцен — в Москве же Софья находит его еще безбородым и бездетным — той поры, когда Иван только начал «гонять» в Белогорье. С одной стороны, он остается главным героем, с другой — акцент начинает смещаться на его дочерей. Отсюда слово «Наследие» в названии сериала.
Две непохожие внешне и разные по характеру сестренки, которые бесконечно выясняют отношения — настоящая удача сценария. Обе нуждаются в доказательствах любви отца, обе хотят быть полезными людям. Марья — богатырь в юбке, с рождения наделенная недюжинной силой — совершенно некстати еще и влюбляется в красавца Финиста, зацикленного на себе, и изо всех своих богатырских сил пытается ему понравиться. Эта любовная линия — одна из самых душещипательных. За Марью начинаешь переживать — ну чем она виновата, что все мужчины вокруг слабее? Как ей теперь мужа искать? Не за горбуна же Цвыря идти, с детства влюбленного в Марью? Или одного из братьев-цыган, сыгранных Никитой Кологривым?
У Софьи же, наоборот — эта вертихвостка в погоне за отцом по Москве не замечает чувств, вспыхнувших в ее случайном попутчике, художнике Денисе. При этом привязанность Марьи, которая и старше сестры, и основательней, кажется более взрослой и глубокой, чем подростковые отношения Софьи и Дениса. И если три фильма, безусловно, обладали мужской харизмой, то благодаря дочерям у сериала она стала женской. Здесь мама, две дочки и Баба Яга уравновесили всех мужчин. И, как показала седьмая серия, задача по спасению Белогорья ляжет на женские плечи — ума и силы для этого у Марьи с Софьей достаточно, но при условии, что сестры найдут общий язык.
«С дочкой-подростком нравится анализировать поведение героинь, их поступки, иногда странные и необдуманные, обсуждать принимаемые ими решения, — говорит детский и семейный психолог, мама троих детей, жительница Чебоксар Ирина Кузьмина. — Моим сыновьям семи и десяти лет нравится сказочная атмосфера, которая очень весело пробивается в современный мир. Юмор для них простой и понятный, поэтому просмотр проходит в хорошем настроении, но и моментов, где у них включается сопереживание, тоже достаточно. Из минусов — серии длинноватые, местами с затянутым действием, но в целом все равно неплохо!»
«У девочек стандартное распределение ролей: одна красивая, вторая сильная», — поделилась впечатлениями режиссер ГТРК «Чувашия» Наталия Башкирова. Все фильмы она смотрит еще и с профессиональной точки зрения, как это было снято и смонтировано. Но и для телевизионного режиссера в основе всего лежит сценарий. «На мой взгляд, все прописано неплохо, кроме ролей Хориняка и Устюгова. Больше всего не устраивает как раз главный герой, — считает Наталия. — Мне не хватает профессионального сценария, где все эпизоды логичны и понятны, и героев ведут до конца. Второй волшебник появился резко и так же внезапно исчез. Может не стоило его вводить в сюжет вообще? Местами такое ощущение, что канву накидали, а потом по ходу съемок дорабатывали эпизоды. Но в целом сериал мне нравится. Самое главное — не ждать шедевра, тогда и не будет разочарования».
Калейдоскоп киноцитат
В картине много обыгранных, но все равно легко узнаваемых заимствований из мирового эпоса и кинематографа: «Игру престолов» иронично вспоминают сами герои. Без отсылок к Гарри Поттеру, «Властелину колец», «Звездным войнам», «Матрице» тоже не обошлось. Двое мордоворотов, контролирующих перемещение людей между мирами, напоминают Инквизицию в «Дневном дозоре», а сцена в горах со священным народом чуди — эпизод в Долине затерянных душ из дилогии «Сердца трех». Если учесть, что киновселенная «Последнего богатыря» строится на русском фольклоре, то из какой сказки взялся этот низкорослый народ чуди, непонятно. Виктору Сухорукову, сыгравшему вождя, пять дней пришлось сниматься на коленях, и в общем-то только благодаря его обаянию этот эпизод можно смотреть, хотя он тормозит повествование и задерживает героев в пути. От персонажей Кологривого тоже ни жарко, ни холодно: встреча с ними Марью никак не меняет. Но как иначе растянуть историю на восемь серий?
Чего неприлично много в сериале — так это продакт плэсмента. В числе спонсоров сериала — один из крупнейших банков, потому в современной Москве герои пользуются всеми его сервисами: от «умной» колонки до доставки еды. Более того, создатели фильма оживили голосовую помощницу и поставили ее на службу Эльвире Казимировне (Евгения Симонова). Под прикрытием должности директора Третьяковской галереи она следит, чтобы люди не перемещались во времени и пространстве. За незаконное пересечение границы миров заключает в картину. Неудивительно, что среди таких заточенцев есть и Пушкин, изучавший историю государства Российского, видимо, не только по архивам.
На протяжении шести серий будет недопонимание мотивов персонажей, логические дыры, и только в седьмой пазл начнет складываться. С одной стороны, молодец тот из сценаристов, кто придумал такой разворот истории в новое русло, с другой, все равно вопросы остались. Особенно много их вокруг венца всесилия. Самый главный — для чего на самом деле два волшебника создали столь мощный артефакт? Если Северин сразу понял, кто настоящий злодей, то почему не начал искать способы уничтожить только его, а обстрелял город с мирными жителями?
Куда делся камень-указатель, который из своего путешествия привезли Марья, Финист и Баба Яга с Колобком? Почему не придумали более внятные сцены с участием Водяного, он оказался совсем не при делах. Для чего нужно было омолаживать с помощью яблока Бабу Ягу? Чтобы снять в сериале Юлию Пересильд в рыжем парике и подготовить зрителя к ее появлению в грядущем фильме про молодость Финиста? Отчего начал умирать Белогор, если в прошлом фильме он стал бессмертным? Это при том, что сценаристов у сериала стало в два раза больше, чем было у фильмов. Или снова оказалась права старая пословица про семь нянек?
Тем не менее, у сериала высокий рейтинг, и положительных отзывов в сети больше, чем отрицательных. И киновселенная «Последнего богатыря» своим качеством выделяется на общем фоне. По крайней мере, если бы все фильмы для семейного просмотра, которые сейчас выходят один за другим, имели такой же масштаб в плане заложенных идей и смыслов, то можно было бы не беспокоиться за новое поколение, которое кинематограф решил вырастить на сказках.