Режиссер — Игорь Твердохлебов, продолжительность — 8 серий, место съемок: Москва.
Вышла уже половина третьего сезона «Триггера», а действие по большому счету топчется на месте. Практикующий провокативные методы психологии Артем Стрелецкий продолжает помогать другим, но в его личной жизни за первые четыре серии больших событий не происходит. Казалось бы, вышедший в конце прошлого года «Триггер. Фильм» дал надежду на счастливый финал истории и поставил какую-никакую точку. Это старые правила, установленные Голливудом: если после нескольких сезонов сериала снят фильм, то он все финализирует. Но тут создатели, видимо, решили выжать из популярного проекта по максимуму, пока зрительский интерес к нему совсем не угас.
И этим «Триггер» очень напоминает полюбившийся многим зрительницам «Тест на беременность», в котором тоже снималась Светлана Иванова. Там вышло уже четыре сезона, и последний закончился с намеком на продолжение. В новом «Триггере» формально все так же, как и в прошлых сезонах: одна серия — один клиент, в конце Стрелецкий и его пациент вместе наблюдают реконструкцию драматического события, ставшего причиной психологической травмы. Сквозная линия — это взаимоотношения Артема с его семьей: отцом (Игорь Костолевский) и сестрой (Ангелина Стречина), бывшей женой Дашей (Светлана Иванова) и клиенткой Лерой (Виктория Маслова). Из фильма мы узнали, что она жива, да еще и стала любовницей следователя (Сергей Гилев), который вел дело о ее убийстве. Напомню, во втором сезоне в этом обвинили Дашу и отправили в колонию. Но Лера как появилась, так и пропала, и теперь Артем пытается вытащить Дашу из тюрьмы. Для этого нужно доказать, что преступление было подстроено, чтобы разлучить его с женой.
Команда сценаристов новая, а приемы старые
Вот только истории клиентов стали однообразными — то, что все проблемы из детства, мы поняли еще за предыдущие 32 серии. Хочется новых поворотов. Да и методы Стрелецкого уже не кажутся проходящими по грани. Сериал как-то в целом подобрел. Даже серо-синяя холодная осенняя Москва, способная любого вогнать в депрессию, в фильме уступила место курортному Светлогорску и морским пейзажам, а в третьем сезоне вообще наступило лето. В кадре много зелени, есть солнце и теплый желтый свет фонарей, которые освещают загородный дом Стрелецкого-старшего. Поменялся оператор, и стандартные «молочные» планы (по грудь) почти вытеснили суперкрупные, когда героям в кадре «отрезали» лоб, а иногда и подбородок, чтобы зрители видели выражение глаз, чтобы эти планы своей крупностью давили на нас и добавляли эмоций.
Вместо Андрея Золотарева сценарий писали Андрей Цибульский, Кирилл Архаров и Анастасия Фрыгина, у которых нет известных широкому зрителю работ. У Цибульского разве что не вышедший, но уже наделавший много шуму «Спойлер» — сериал о предвыборных технологиях, где главную роль тоже сыграл Максим Матвеев. Кажется, что «Триггер-3» держится уже не на драматургии, не на крутых поворотах сюжета, а на актерах, честно проживающих жизни своих персонажей, стараясь сделать их максимально реальными, а не картонными.
Многие зрители сходятся во мнении, что это лучшая роль Максима Матвеева, в которой раскрылись все его профессиональные качества. Самое главное, что он даже не пытается играть положительного героя, но все равно всем нравится. На одном из чебоксарских интернет-форумов в 2019 году, когда сериал только вышел и сразу стал событием, Стрелецкому и его методу работы посвятили отдельную веточку обсуждения на тему «Хотели бы вы попасть на сеанс к такому психологу или нет?». И многие сожалели, что подобного специалиста нет в нашем городе. Сам Матвеев совсем другого психотипа (это слово Стрелецкий произносит очень часто), но характер провокатора, манипулятора, человека с неадекватной самооценкой, изображающего из себя альфа-самца, но при этом глубоко чувствительного и легко ранимого, он передал классно.
По большому счету он паяц, меняющий маски в зависимости от ситуации, в которую попал его клиент. И в нем всегда есть какая-то раздражающая черта. В третьем сезоне — это шорты. Стрелецкий спит в них в палатке, и в них же ездит на встречи с клиентами. И у него по-прежнему нет своего жилья. Чтобы иметь возможность каждый день видеть сына, он живет на лужайке перед отцовским домом. И события развиваются медленно-медленно. Из серии в серию Артем пытается понять, какое событие настолько травмировало Александра Андреевича, что память решила полностью его стереть, и началась болезнь Альцгеймера. Из серии в серию он пытается встретиться со следователем и рассказать, что Лера жива. И с такой же регулярностью нам показывают его попытки стать для Кирюши настоящим отцом. Вот, собственно, и весь сквозной сюжет.
Стрелецкий стал мягче, потому что постарел?
Пока очень мало Майи (Ирина Старшенбаум), с которой Артем познакомился в Светлогорске. Она производит впечатление абсолютно здорового и спокойного человека, без детских травм. Видимо, поэтому создателям психологического триллера она интересна, скорее всего, как «запасной аэродром» для Артема, если Даша, выйдя на свободу, не захочет к нему вернуться.
И еще нам немного приоткрывают завесу непростых отношений Матвея (Владислав Тирон), помощника Артема, и Кати Стрелецкой. Иногда кажется, им тоже нужен психолог. Но, наверное, лучше просто расстаться. Матвей, медленно, но верно дрейфующий от маменькиного сынка к образу парня мечты, становится увереннее в себе и превращается в романтичного, заботливого, способного решать любые проблемы мужчину, хотя этому он еще в первом сезоне у Стрелецкого научился. На лицо стремление к профессиональному росту, а про род занятий Кати, чей уровень духовного развития оставляет желать лучшего, мы вместе с Артемом узнаем от следователя.
Истории клиентов тоже довольно однообразные: футбольный фанат, стремящийся воспитать из своего сына-пианиста настоящего мужика, потому что его собственный отец-военный не прощал ему в детстве никаких проявлений слабости. Теннисистка с подавляемой агрессией, в которой тоже виноват отец. Он тренировал дочку, не позволяя ей девчачьих радостей, и в ее детстве не было ничего, кроме спорта. Молоденькая девушка, избегающая серьезных отношений, потому что потеряла опять-таки отца — он угорел в гараже с любовницей, и девочка решила, что он предал не только маму, но и ее. И методы у Стрелецкого стали мягкими — в третьем сезоне пока нет горящих сараев, крыш небоскребов, смертельной дозы таблеток, мордобоя до вызова скорой. А может просто у героя ушла энергия и категоричность молодости?
Что, кроме шорт главного героя, раздражает в новом сезоне — так это product placement, который используется просто в лоб. Стрелецкий везде расплачивается красной картой, на которой гигантскими буквами написано название банка. Терминалы, которые ему подают, тоже всегда красные. В первой серии клиент спрашивает психолога, куда перевести гонорар за помощь, и Артем мало того, что произносит название банка, так нам еще и показывают транзакцию в мобильном приложении. Неужели нельзя более деликатно ввести в сюжет продукты рекламодателя? Это банк просит сделать все так кондово, или создатели не знают, как подойти к product placement более тонко и креативно?
В любом случае спасибо команде сериала за новую встречу с полюбившимися героями, за то, что автор идеи и сценарист Александра Ремизова пять лет назад придумала этот образ психолога-провокатора, который знает, как помочь другим, но в собственной жизни ломает дрова. Такого персонажа еще не было в российском кино. Вот только умение вовремя поставить точку, невзирая на успех франшизы, возможно, самое редкое качество современных кинематографистов. Последние серии «Триггера» выйдут в ноябре, и потому пока жива надежда, что третий сезон все-таки будет последним.