Фауну брали на мушку и карандаш

В прошедшую зиму охотники бродили по лесам не только в поисках добычи, они попутно по следам считали зверей и птиц. К лету появились обобщенные данные «переписи» фауны.
Впрочем, обитателей лесов и полей пересчитывают каждый год. Это необходимо для того, чтобы на основе достоверных сведений определиться с порядком охоты в следующем сезоне.
И вот уже объявлено о запрете летней охоты на кабана. Правда, не потому, что численность диких свиней сокращается. С этим на территории Чувашии как раз наоборот, но пожалели потомство, которое в случае охоты на взрослых особей тоже попало бы под пули. Кабан в последние годы радует. «Даже в нынешнем неблагоприятном сезоне численность животного заметно выросла, – делится своими наблюдениями начальник межрайонного отдела Госохотрыбслужбы республики В. Шабалкин. – Сказываются усилия охотпользователей, которые занимаются подкормкой». Если в прошлом году в Чувашии насчитали 1527 диких свиней, то в нынешнем – 1952. Охотникам в осенне-зимний сезон разрешили отстрелять 253 головы. Столько же предполагается «пустить в расход» в следующем сезоне.
По-прежнему неоднозначная ситуация с великанами наших лесов – лосями. Вроде бы особой причины для беспокойства нет – по данным последних лет численность держится на уровне 540 голов. Но Чувашия помнит и другие времена, золотые для сохатых, когда на территории республики обитало огромное стадо в 2,5 тыс. голов. Где оно сейчас? «Со строительством Чебоксарской ГЭС изменились миграционные пути лосей, – продолжает В. Шабалкин. – Если раньше они шли со стороны Марий Эл, Татарстана, Ульяновской области, то сейчас этого нет – им трудно переплыть через Волгу». По мнению Владимира Михайловича, повлиял и «полнейший перестрел» в начале 90-х. Тогда выдавалось до 600-700 разовых лицензий в год. «А где подстрелили одного лося, там же добывали и второго».
Зимний маршрутный учет выявил сокращение численности волков. В прошлом году насчитали следы 30 особей, а в нынешнем – только 20. Куда подевались? «Кормов нет, уходят». Для горностая и косули год был неблагоприятным – немногочисленные стада заметно поредели. За последние два года никто не видел следов благородного оленя. Что-то необъяснимое творится с зайцами и белками. Их становится все меньше и меньше (кроме зайцев-русаков). За один только год мы потеряли полторы тысячи беляка (было 3674, стало 2165). «Убегают от бескормицы, – высказывает свое предположение собеседник. – Ну и, конечно же, заяц чаще других становится объектом браконьерской охоты». Особенно осенью, когда холода приходят на голую землю. Браконьеры выезжают на поле, подсвечивают фарами и стреляют по зайцам, выскакивающим на свет.
Радует некоторое снижение численности лисиц. В прошлом году их было свыше 1900, стало на 200 меньше. Однако проблему бешенства это пока не решает. В последние годы патрикеевнам сильно везло – их мех не пользовался спросом. «Но мода возрождается, – рассказывает В. Шабалкин, – и это мы видим по охотничьим путевкам. Некоторые охотники за зиму добывают до 14 лисиц. Если раньше было практически по нулям или стреляли по лисице просто «от нечего делать», то сейчас охотники тратят время, силы и средства, чтобы добыть рыжую». Тем не менее проблемы с лисицей все еще остаются. Вот что пишет в «Советскую Чувашию» житель села Анастасово Порецкого района Н. Горбылев: «Уже второй год мы не можем решить актуальный для нас вопрос. Дело в том, что на территории нашего сельского поселения развелось огромное количество лис. Они истребили кур почти в каждом подворье. Свободно разгуливают по селу днем и ночью, даже подходят близко к людям. Осторожность теряют больные лисы, поэтому жители боятся встреч с ними.
Мы обращались сначала в сельскую администрацию, потом – в районную. Но никто этим делом так и не занялся. Чего ждут наши чиновники, вспышки бешенства?».
– Проблема решается просто, – ответили в Госохотрыбслужбе республики на обращение анастасовцев. – Местной администрации надо договориться с охотниками, чтобы они произвели отстрел лис. А чтобы заинтересовать людей, необходимо выделить хотя бы небольшие средства. Скажем, принес охотник тушу – получает 300 рублей, что стало бы возмещением его расходов на порох и бензин.
В прошлом году Госохотрыбслужба обратилась в администрацию района с просьбой обратить внимание на проблему с лисами и принять меры. В ответ – тишина… Инициативу могла бы проявить и администрация сельского поселения. Только отстрелом лисиц следует заниматься во время осенне-зимнего охотничьего сезона – с сентября по февраль.
Что касается дичи, то из всех видов беспокоит глухарь, численность которого не увеличивается. Если верить подсчетам, его всего-то 990 голов. Птица любит девственные леса, уходит с тех участков, где ведется лесоразработка. «Охотоведы видят взаимосвязь между численностью глухаря и кабана, – замечает В. Шабалкин. – Там, где кабанов становится больше, меньше встречается глухарь». Мимо его гнезда спокойно не проходят не только кабаны, но и браконьеры…

Опубликовано: 5 июня 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.