С золотого крыльца на дно

«Не семья, а зоопарк удивительных тварей» — эти слова одного из главных героев сериала «Золотое дно», наверное, точнее всего характеризуют состав клана Градовых и их взаимоотношения. Сцены из жизни наследников строительной корпорации «Галактика» в восьми сериях описали однофамильцы Сергей и Дмитрий Минаевы. Казалось бы, насколько далеки от проблем очень богатых людей среднестатистические зрители, почему мы должны смотреть, как родственники-миллиардеры уничтожают друг друга ради денег? Тем не менее, история увлекает и захватывает: невозможно просчитать и предсказать не то что концовку фильма — даже финал серии. Большинство героев — как флюгеры на крыше: вытащишь у них из шкафа какой-нибудь скелетик, и вот они уже повернулись в другую сторону. Персонажи получились живыми, все с полутонами и своими обстоятельствами. Причем процент соотношения темного и светлого в некоторых постоянно меняется.

Режиссер — Илья Ермолов,
количество серий — 8,
места съемок — Москва, Краснодарский край

О чем кино?

 

Высокопоставленный работник федерального министерства строительства Геннадий Кудрявцев (Игорь Гордин) теряет должность и решает заняться бизнесом — правда, не своим. Как чиновник он помогал бывшему однокласснику, ныне строительному магнату Алексею Градову, получать заказы по всей стране и теперь просит отдать ему в управление винодельню в Краснодарском крае, которую Градов завел для души. Но Кудрявцев получает отказ. Один короткий разговор — и бывшие друзья, даже родственники (дочь Кудрявцева замужем за младшим сыном Градова), становятся врагами. У Алексея на фоне этих переживаний останавливается сердце. И дать отпор Кудрявцеву, решившему прибрать к рукам не только винодельню, но и всю «Галактику», придется уже стареющему отцу и детям Градова. Их трое — от двух браков.

Казалось бы, что может быть проще — вот внешний враг, перед лицом которого семья должна объединиться, но старший брат Дмитрий начинает вести себя так, что восстанавливает против себя младших Антона и Полину, и одного за другим теряет акционеров компании. Начинается борьба за кресло управляющего корпорацией. Кандидатур две: Дмитрий Градов и Геннадий Кудрявцев. Победитель определится простым подсчетом голосов акционеров, согласно тому, сколькими процентами акций они владеют.

Дмитрий, уверенный в том, что компания отца должна достаться старшему сыну и никому другому, прет танком. И тут выясняется, что Алексей Градов строил бизнес в том числе на устных, не зафиксированных на бумаге договоренностях, и «паутина», удерживающая инвесторов и акционеров, сплетена очень тонко. Это как раз те случаи, когда договор дороже денег. Один из партнеров поставляет «Галактике» трубы по стоимости на 17% выше рыночной, но при этом помогает оформлять свободные участки для строительства по всей стране. За услуги другого компания спонсирует детский театр в Истре, где играет внук акционера. Но Дима об этом даже не подозревает и начинает «рубить лес»: проводит аудит, избавляется от непрофильных расходов. «Щепки летят» в обиженных владельцев акций «Галактики», и из «паутины» Градова они выпадают прямиком в капкан Кудрявцева.

Актеры — 5 звезд

 

Палитра характеров разнообразная. Лучшего исполнителя роли «альфа-самца» Дмитрия Градова, чем Павел Попов, трудно представить. Разговаривать спокойно, управлять своими эмоциями его герой не умеет, он распустил себя и пытается все взять нахрапом, потому каждое его действие только усугубляет ситуацию. Без Димы семья, наверное, смогла бы договориться. А так получилась история про то, как дело, которому отец отдал всю свою жизнь, империя, которую он строил в том числе ради детей, может уплыть в чужие руки. Впрочем, Дима — сын своего отца: у Алексея было такое же раздутое эго. И чего ждать от человека, которого отец учил: «Не мы должны договариваться! С нами должны договариваться!» В этой семье каждый чувствует себя очень важной персоной, и отсюда — неспособность объективно оценить ситуацию.

Как подметила «Литературная газета», исполнитель роли деда Алексей Гуськов что-то подобное играл в сериалах «Охота на изюбря» лет двадцать назад и «Тонкий лед» — лет десять назад. Фото кинотеатр.ru

В Диме говорит не столько жажда денег — Алексей Градов и так завещал ему состояние — сколько желание доминировать, показать всем, кто теперь в доме хозяин. Даже дед, основавший «Галактику» 30 лет назад, для него уже не авторитет. И герой Алексея Гуськова — Юрий Сергеевич Градов — поневоле становится антагонистом собственного внука. Хотя он мудрее, спокойнее, видит на ход вперед и вынужден играть на стороне Димы, чтобы не потерять компанию. Может быть, зрители симпатизируют ему еще и потому, что он здесь самый искренний. Что за люди его внуки, Юрий Сергеевич прекрасно знает, но понимает, что и другой семьи у него уже не будет. Только как он это осознал, если 10 лет преспокойно жил один в Ницце? И вернулся в Россию не ради младших Градовых, а чтобы спасти деньги?

Персонаж Игоря Гордина Геннадий Кудрявцев — красавец редкостный! Он, как и Алексей, идет подобно ледоколу и просто использует людей. Я все пыталась понять: счастье дочери Марины имеет для него хоть какое-то значение, или она нужна ему как инструмент в достижении целей? Ее муж Антон Градов (Валерий Карпов) со старшим братом, конечно, ничем померяться не может и поначалу кажется этаким хлюпиком. Но события покажут — характер у парня есть и, к сожалению, он такой же Градов, как и все остальные. Чисто внешне Антон напоминает Лариосика из советского фильма «Дни Турбиных», но с тем персонажем было связано много забавных сцен, он был необходим Булгакову еще и для того, чтобы снимать общее напряжение. А Лариосик-Антон в сериале не скажет героям: «Не целуйтесь, а то меня тошнит». Для этого у него просто нет чувства юмора. Да в общем-то юмор и самоирония здесь не присущи никому: истерить, ругаться — это пожалуйста, а разрядить обстановку удачной шуткой не может никто. И от этого сериал, конечно, проигрывает.

«Дима как олицетворение гордыни — полная моя противоположность, — говорит о своем персонаже Павел Попов, — но, наверное, «Золотое дно» и привлекло возможностью выпустить внутреннего демона, которому нет места в реальной жизни». Фото кинотеатр.ru

В этой пятерке главных героев есть и женщина — Надежда Воскресенская. Юлия Снигирь воплотила на экране очередную умницу и красавицу, которая из менеджера по продажам доросла до финансового директора. Все Градовы, похоже, любят умных женщин, и равнодушными к Наде не остались ни отец, ни дед, ни внук. Как балерина Матильда Ксешинская, первая любовь будущего императора Николая II, когда-то говорила, что она может любить мужчин только по фамилии Романов, так и Воскресенская, похоже, обречена на Градовых. Только вот парадокс: Надю, уволенную из «Галактики» после смерти Алексея, Юрий Сергеевич уговаривает вернуться, играя на ее желании отомстить Диме. По факту же получается, что она снова вынуждена помогать Градовым. Почему этот момент не смутил деда?

Смотрибельность – 4 звезды

 

Сериал снят в холодных тонах: в интерьерах офисов, домов, дорогих машин, в одежде героев, их аксессуарах — все оттенки серого. В персональной галактике каждого есть деньги, влияние, высокий уровень комфорта, и герои пытаются компенсировать этим отсутствие любви супругов и родителей. А еще в них так мало русского национального характера. Замени имена на иностранные, и будет полное ощущение, что мы смотрим сериал из жизни западной бизнес-элиты. Нормальный русский мужик проступает только в Саше Терехове — герое Дмитрия Блохина, и то потому, что он словно застрял в 1990-х: живет по понятиям и «ботает по фене». А может, современные молодые предприниматели, владеющие миллиардами — это уже люди без национальных особенностей, граждане мира? Или сценаристы Минаевы лучше знают европейское общество, чем российское?

Сколько миллиардеров, к примеру, в Чувашии, налоговая служба в последние годы не разглашает. Шесть лет назад таких было двое. Фамилии фискальное ведомство, понятно, никогда не называло, но жители республики догадывались. И это не молодые наследники состояний, а люди, которые в 1990-е смогли удачно приватизировать бывшую госсобственность и нарастить активы.

Видимо, в том же времени «застряли» и представители сериальных силовых структур, которые действуют по отмашке крупного бизнеса. Захотел Кудрявцев, чтобы Градовы занервничали, «натравил» на них Следственный комитет и налоговую. Надежда при этом даже глазом не моргнула: «Мы уладим этот вопрос». Интересно, какую долю в бюджете корпорации занимает статья расходов на взятки? А Диму Воскресенская вытащила из автозака, просто пообещав офицеру следкома поднять «очень большой шум». Не сериал, а пасквиль на всю правоохранительную систему: уголовные дела возбуждаются и закрываются в зависимости от сумм, которые передают герои обладателям погонов с большими звездами.

Когда все акционеры потеряны, как дальше удерживать внимание зрителей? Нужна интрига детективного толка! И герои приходят к выводу, что в компании есть «крот», сливающий информацию Кудрявцеву. «Удивительно, вчера за одним столом сидели, а сегодня в каких-то уродов превратились. При таких безумных бабках, видимо, невозможно человеческое лицо сохранить», — рассуждает самая младшая из Градовых Полина. Но есть ощущение, что дело не в количестве денег — с таким же остервенением они могли делить квартиру где-нибудь за МКАДом — а в самих людях, не привыкших никому доверять, не желающих никого слушать и уж тем более уступать.

Очередная киноистория о конфликте поколений. Стоило родителям так вкалывать, теряя здоровье, чтобы оставить нажитое детям-монстрам? Строили дома по всей стране, бизнес, но так и не смогли выстроить нормальные отношения в семье. У Юрия Сергеевича с Алексеем, судя по всему, тоже никогда не было близкого общения, иначе зачем бы сын стал спрашивать у отца: «А ты вообще любил меня когда-нибудь?» У Кудрявцева такая же история с внебрачным сыном. Тот взрослый, способный решать проблемы, но ему тоже нужен отец: встречи, разговоры, советы, а не «вот тебе сумка с деньгами и без дела меня не беспокой».

Видимо, настолько разрастается сейчас пропасть между поколениями, что об этом снимается чуть ли не каждый второй фильм. И, судя по открытому финалу, нас ждет второй сезон «Золотого дна». Если здесь зрители были все-таки на стороне Градовых, то на кого ставить в продолжении истории, если семья распалась и появилось уже три кандидата, готовых управлять этой строительной вселенной?

Опубликовано: 6 марта 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.