Новосибирская «Комсомольская правда» с мая по июнь провела конкурс среди журналистов области «Сила единства». Нужно было освещать ход реализации государственной политики в сфере укрепления единства российской нации, рассказывать о духовно-нравственных и культурных ценностях народов, проживающих в области. На конкурс поступило 32 работы, победителей огласили 20 июня. И первое место в номинации «Статья» жюри присудило работе главного редактора «Северной газеты» Раисы Акилиной о жителях и селе Чуваши Северного района Новосибирской области, которое наши соплеменники основали еще до начала Столыпинской реформы. К слову, наша газета уже рассказывала об этом населенном пункте в 2021 году в статье «Большой юбилей маленького села». А сегодня мы предлагаем статью «Как поволжские чуваши сибирскими стали» с некоторыми сокращениями, в полной версии ее можно прочитать на сайте.
«Поедем до чувашей…»
С другом расстанешься — один год будешь плакать, с семьей разлучишься — десять лет будешь плакать, от народа отделишься — весь век будешь плакать, гласит чувашская пословица. Знал ли эту пословицу крестьянин Михаил Аникин, когда в 1866 году вместе с женой и тремя сыновьями оторвался от родного народа и отправился в Богом забытую Сибирь? Скорее всего, знал. Но желание, чтобы дети и внуки жили лучше, богаче (ведь Сибирь казалась «золотым Клондайком» для жителей центральной России!) заставило крестьянина перебороть страх, оторваться от родных корней. И не просто обосноваться, но и основать деревню, переманить к себе земляков.
Ехали на необжитые земли семьями не один месяц, со всем скарбом: кузнечным инвентарем, сетями для рыбной ловли, ткацкими станами, саженцы лип, яблонь, вишни и даже тополей везли. Плодовые деревья не вынесли суровых условий, а вот тополя прочно пустили корни в сибирскую землю. И сейчас на окраине села шумят, как привет от далекой родины предков.
На берегу речки Тартас переселенцы построили избы. Мужчины занимались охотой, рыбалкой, разводили скот, а женщины вели дом, обихаживали огороды, воспитывали детей. Вот только деревне, в которой уже было несколько десятков усадеб, никак не могли дать название. И тогда оно пришло само. Мастеровые переселенцы часто выручали соседей из других деревень: кому инвентарь чинили, кому шкуры выделывали, кому рыбу коптили. Вот и стали в округе говорить: «Поедем до чувашей, они помогут…» И вскоре поселение так и стали называть — Чуваши. С тех далеких времен прошло уже 157 лет. А село все стоит на берегу Тартаса, и все так же жители его трудолюбивы и открыты, и все так же в нем слышна чувашская речь.
Чтобы день был удачным
Сегодня в Чувашах проживает немногим более 300 человек. Работают администрация сельсовета, школа, фельдшерско-акушерский пункт, сельский Дом культуры, магазины. И что особенно важно, сохраняются в нем национальные чувашские традиции.
В чем же они, эти традиции? Да практически во всем укладе жизни. В том, что здесь многие говорят на родном языке. Как сказал однажды глава Чувашинской администрации Николай Краснов (а занимает он свой пост более 30 лет!): «Если я иду на работу и с первым человеком здороваюсь по-чувашски, то день обязательно будет удачным!» В том, что придерживаются заповедей предков, стремятся жить по совести, помогают друг другу во всем. В том, что поют чувашские песни и пропагандируют чувашскую культуру не только в Северном районе, но и за его пределами. Большая заслуга в этом Ольги Андриенко, руководителя сельского Дома культуры.
Вернуться к своим истокам
Уже более 10 лет Ольга Михайловна работает в сфере культуры, стремится сделать жизнь своих земляков интереснее, внести в однообразные будни праздник и творчество. И сделать все возможное, чтобы сохранить богатые национальные традиции родного села.
ОЛЬГА АНДРИЕНКО:
«Почти с самого начала, как пришла работать в культуру, задумалась, почему мы не бережем свои истоки? Раньше в ДК была вокальная группа «Родничок», исполняла чувашские песни, выступали по всему району. Почему бы не возродить, не научиться молодым? Первым шагом на этом пути были беседы со старожилами села, разучивание самых простых песен, поиски в интернете информации. И как первый результат, реализованный в 2018 году и прогремевший на весь район, — проект «Чувашский национальный праздник урожая «Чуклеме»… Сколько восторженных откликов было в соцсетях о празднике!»
Сегодня на счету работников Чувашинского СДК уже несколько интересных и содержательных проектов, участие в представительных смотрах народного творчества. Таких, как конкурс мероприятий событийного туризма среди муниципальных районов и городов Новосибирской области «Сибирский тракт», межрегиональная ассамблея «Мастера Сибири», Дни федеральных округов «Вся Россия в моем городе», областной фестиваль народного творчества «Горница» и другие. И за этими успешными выступлениями стоит очень большая работа.
«Я и многие участницы самодеятельности не являемся носителями чувашской культуры, — рассказывает Ольга. — Но я помню, в детстве много раз слышала, как на чувашском пели бабушка и ее подруги. Было интересно, необычно. Я просила бабушку рассказать, о чем песни, а она говорила: «Зачем тебе? Разве ты сама будешь петь их?
А жизнь так распорядилась, что я стала искать эти песни, переводить, учить язык. В изучении мне очень помогает коллега Роза Дмитриевна Александрова. Она свободно говорит на чувашском, знает много песен, пословиц, часто применяет их в жизни».
Хотим музей!
В последнее время Ольга Михайловна с коллегами пытается организовать в Доме культуры музейную комнату. Пока еще есть возможность собрать и сохранить для будущих поколений предметы быта, старинную утварь, текстиль.
«К сожалению, наши попытки найти помещение пока не увенчались успехом, — продолжает Ольга Михайловна. — В самом ДК свободной комнаты нет. Зато в селе есть немало пустующих домов. Но вот как найти способ выкупить, отремонтировать и содержать такое помещение? А как было бы здорово иметь небольшой музей!»
Почти у всех народов, что проживают в области, есть землячества. А чувашского нет. Это несправедливо, ведь у нас много сел, где проживают чуваши. Хочется, чтобы кто-то возглавил это движение. Чтобы появился в Новосибирской области Фестиваль чувашской культуры, чтобы можно было общаться, учиться друг у друга.
И хочется верить, что со временем эта ошибка в национальной политике области будет исправлена. И деятельность Чувашинского Дома культуры и жителей села Чуваши в сохранении и преумножении чувашской культуры будет оценена по достоинству.
Ну а что касается старинной поговорки, в нашем случае она оказалась не права. Отделились от поволжских чувашей Михаил Аникин и его сыновья, но стали чувашами сибирскими. И не плакали всю жизнь. А трудились и оставили добрый след в памяти потомков.
Раиса Акилина
Личная история
О своих корнях и мечте
РОЗА АЛЕКСАНДРОВА,
работник Дома культуры:
«В молодости, что скрывать, даже стыдилась, что я чувашка. Да, было такое. А сейчас горжусь. Мои родители — чистокровные чуваши. И замуж я вышла за чуваша. Так что семья полностью чувашская. И в родительской семье, и в нашем доме стараемся сохранять национальные традиции. В чем они? Во-первых, сохраняем язык. Это, конечно же, не литературный, а скорее диалект, но мы его бережем. Язык сохранился на подсознательном уровне, мы используем его спонтанно, он родной. И этим все сказано. И сыновья на бытовом уровне могут общаться. Со многими женщинами в селе тоже говорим по-чувашски. Делимся новостями, просто болтаем на родном языке. Стараюсь сохранить и часто использую рецепты чувашской кухни, доставшиеся мне от мамы и бабушки: хуран-кукли — вареники с необычной начинкой из яйца и лука, перепечи — большие шаньги с творогом или картошкой. Подобные блюда есть у многих народов, но наши какие-то особенные. Вот, например, в суп с галушками нужно добавить молоко и зеленый лук. Необычно и очень вкусно!
С радостью участвую во всех праздниках, фестивалях, на которых мы исполняем чувашские песни, знакомим земляков с нашей культурой. Чем чуваши отличаются от других национальностей? Трудолюбием, умением дружить, гостеприимностью, исполнительностью. А еще, и это самое главное, они стремятся работать и жить так, чтобы не было стыдно перед людьми. За себя, за свою семью, за свой род, за свое село.
Побывать в Чувашии, в Чебоксарах — моя давняя мечта. Родственники собираются нынешним летом. Если все сложится, то обязательно поедем. Поклонюсь земле предков и скажу, что несмотря на то, что мы живем за тысячи километров, душой мы со своим народом».