Цены попадают в молоко

На селе сейчас нет большого молока, зато закупочная цена на него вполне приличная. В целом по республике она, по последним данным КУП «Агро – Инновации», переваливает за 12 рублей за литр. Частным сдатчикам платят, правда, поменьше, но по сравнению с 5 рублями прошлого лета просто роскошно. Однако солнце пригревает, и у сельчан на душе снова становится тревожно: придут большие надои, а с ними и прежние нищенские цены, поставившие в прошлом году молочные стада на грань вырезания.
В редакцию пришло письмо от В. Артамоновой из села Яндоба Аликовского района. Она пишет, что у них «до марта цена молока держалась на отметке 10 рублей, а сейчас снизилась до 9 рублей 50 копеек. Мы слышали, что в других районах (например, в Порецком) сдают молоко за 11–13 рублей. Почему нет контроля в этой области со стороны государства?» Похоже, таким вопросом озаботились и в верхах.
Недавно появилась буквально сенсационная новость: с ценовым беспределом будет покончено, молоко впредь в любое время года будет закупаться по цене не ниже 11 рублей за литр. Дороже можно, дешевле – нельзя. Такое долгожданное историческое решение в виде соглашения между производителями и переработчиками принято на первом съезде Национального союза производителей молока России, состоявшемся в Москве. В нем участвовал и председатель Молочного союза Чувашии Н. Малов, с которым побеседовал наш корреспондент.
– На сегодня, по моему мнению, пока нет достаточных предпосылок и условий для того, чтобы и летом удерживать цену на уровне 11 рублей, – сразу сказал Николай Владимирович. – Поэтому не все присоединились к вышеназванному соглашению относительно такой минимальной цены. По мнению ряда экспертов и моему собственному, реален уровень разве что в 8 рублей. Чтобы удержать хотя бы такую цену, надо чтобы и летом у производителей не было проблем с реализацией продукции. Не принимают перерабатывающие заводы – сдам на производство сухого молока, ведь именно летом создаются его запасы. То есть излишки сырья надо закупать и сушить.
– Но у нас в республике единственное такое предприятие – в Вурнарах, в состоянии ли оно принять все лишнее сырье?
– Вряд ли. Но молочный рынок сейчас таков, что молоко закупается в радиусе аж шестисот километров. Затоварится Вурнарский завод по производству сухого обез-жиренного молока – приедут «варяги». Но беда в том, что с появлением нового технологического регламента молочный порошок попал в совершенно незаслуженную опалу. В позапрошлом году объемы его производства упали почти наполовину. Поэтому положительную роль тут должна сыграть молочная закупочная интервенция.
Если говорить о ситуации в целом по стране (а молочная отрасль республики не может от нее не зависеть), то надо включить такой механизм, как увеличение таможенных пошлин на ввоз растительных жиров, широко используемых в изготовлении молочной продукции, в частности сливочного масла, творога. Ведь переработчикам выгодно его применять, поскольку это снижает себестоимость. Зато производителям натурального молока перекрывает кислород при сбыте сырья.
Еще один немаловажный фактор – борьба с сезонностью в молочной отрасли. Не должно быть сезонов большого и малого молока, его надо производить примерно одинаково в течение всего года, тогда и цены выровняются. Задача эта, конечно, непростая, но ее надо решать, так как без этого трудно иметь нормальную ценовую политику. А положительный опыт имеется в Ленинградской и Тюменской областях.
– Как сообщил в прессе глава российского молочного союза Андрей Даниленко, в соглашении определена новая расчетная формула закупочной цены и минимальной базовой не ниже 11 рублей. Что это за формула?
– Это есть не что иное, как доли производителей, переработчиков и торговли в розничной цене молока. Скажем, литр его в магазине стоит 20 рублей, 10 из них должны приходиться производителю, 8 – переработчику, 2 рубля – магазину. Примерно такой расклад, кстати, уже действует в Белгородской области.
– То есть ценовая пирамида как бы должна перевернуться в пользу производителя…
– Именно так. И тогда стабильно высокая закупочная цена в течение всего года не скажется на розничной, а значит, покупатель не пострадает.
– На съезде вопрос ставился довольно жестко: федеральный Минсельхоз при выделении субсидий регионам должен учитывать ситуации на молочном рынке, прежде всего в части закупочных цен. Не держите 11 рублей – субсидии секвестируем…
– Полагаю, это не преувеличение. Пора сделать отношения между участниками молочного рынка предельно прозрачными. И если доля переработчиков и торговли будет завышенной, то первые могут остаться без сырья, вторые – без продукции местных производителей, поскольку молоко просто перестанут производить. Это пора всем участникам понять и прийти к общей договоренности, чтобы стабилизировать «молочную» ситуацию.
– В связи с этим в соглашении есть и такая заманчивая идея – создание так называемых кооперативных перерабатывающих заводов, соучредителями которых должны стать и производители молока, для баланса сырьевого рынка.
– В мировой практике это уже не ново – в Новой Зеландии более половины таких перерабатывающих заводов. И мы, похоже, к этому приходим. Первый вице-премьер Виктор Зубков на съезде жестко заявил: если игроки молочного рынка не найдут согласия, правительство вынуждено будет пойти альтернативным путем. Имелась в виду организация как раз таких заводов. И такие проекты уже есть, в частности, в Пензенской области в мае планируется начать строительство такого предприятия.
В ряде регионов существуют и другие формы поддержки производителей молока. Например, в Саратовской области хозяйству, построившему новую ферму, из бюджета доплачивается к закупочной цене за литр 4 рубля, за реконструированную и модернизированную – 3 рубля. Понимаю, что возможности у регионов разные, но, может быть, и нам следует тут что-то предусмотреть…

Наш комментарий

Соглашение, принятое сообществом производителей молока, безусловно, революционное. Однако есть опасение, что оно может остаться всего лишь красивой декларацией. Пока мало кто верит в то, что удастся покончить с сезонностью цен. В частности, глава сельхозпотребительского кооператива «НУР» Комсомольского района 3. Заргиров уверен, что равномерное производство молока в течение всего года в нашей республике пока совсем нереально, «мы – не Запад».
Значительную часть молока у населения закупают районные организации Чувашпотребсоюза. Председатель правления Аликовского райпо Ю. Харитонов считает, что цену летом они смогут удержать лишь в том случае, если ее не сбросит перерабатывающий завод, куда они отправляют собранную продукцию. А сколько по селу вояжирует частных перекупщиков, которые заинтересованы лишь в одном – как бы нагреть крестьянина на цене…
И впрямь, переработчики становятся решающим звеном в новой ценовой политике, если ее, конечно, удастся осуществить. Только пока неизвестно, как, на каком уровне будет утверждена новая вышеназванная формула расчета закупочной цены: 50 процентов выручки – производителю, 40 – переработчику, 10 – торговле. Если только как по-прежнему многообещающее благое пожелание, то предстоящим летом стада уж точно пойдут под нож. А предпосылок для такого исхода предостаточно. Маловероятно, что торговля смирится с таким мизерным «наваром» от продажи молока. Уже не раз предпринимались попытки перевернуть ценовую пирамиду, но после них торговля и переработка, как правило, оставались при своих прежних интересах.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.