Сегодня разговор пойдет о книге, которая ко мне попала случайно. Впрочем, в жизни любая случайность закономерна. Не я первый это подметил, не я и последний… Один товарищ решил, как он выразился, «отфильтровать» домашнюю библиотеку. Собрание сие он частью унаследовал от родителей, часть приобретал сам. Зная мою страсть к чтению, пригласил поучаствовать в разборе «нужное-не нужное». Говоря проще — выбирай, что понравится и, если с точки зрения хозяина это неперспективно, забирай.
Конец рабочего дня. Усталость. Задерживаться и просматривать вереницу обложек и аннотаций особого желания не было. И я в ущерб своим, казалось бы, интересам выбрал наугад два десятка книг по принципу «на душу легло». Клюнул, что называется, на названия. В числе прочих оказалось и такое: «Конец «Саго-Мару». Незнакомый мне автор Сергей Диковский. Ну разрешили — взял. Книгу пожалел, а то окажется еще в мусорном баке…
Дома ради интереса залез в интернет — решил узнать, чья книга? Биографических сведений нашлось немного, зато какие! Родившись в Москве за десять лет до Февральской революции, он детские годы провел на Украине. Окончив школу, «в поисках себя» сменил несколько профессий: «был курьером, хористом в опере, расклейщиком афиш, носильщиком на вокзале, библиотекарем». Как творческая личность дебютировал репортером в газете «Красное Черноморье», затем фельетонистом в «Молодом ленинце». Первые попытки создания художественной прозы относятся к 1927 году, когда в «Рабочей газете» (Москва) был напечатан приключенческий роман из жизни русских и английских текстильщиков «Взрыв» (совместно с Л. Оваловым). В 1928–1929 годах служил в Красной Армии, участвовал в конфликте на КВЖД. В 1930 году начинает изучать во Владивостоке японистику, но оставляет университет и возвращается к журналистике. По заданию газеты «Комсомольская правда» (с 1934 года газета «Правда») много ездил по СССР. В качестве военного корреспондента направлен на фронт в годы Советско-финляндской войны. Погиб 6 января 1940 года под Суомуссалми.
После такой характеристики у читателя может возникнуть резонный вопрос: где Сергей Диковский и где Чувашия? Отвечу просто. Есть писатели, которые не имеют отношения к региону ни происхождением, ни местом жительства, но в их произведениях есть Чувашия и чуваши. Сергей Диковский в 1936 году посетил наш край, и одним из результатов этого визита стала серия замечательных очерков «Республика трудолюбивых», «Дорога-скатерть», «Герой школы». К сожалению, в описываемый сборник эти произведения не вошли, зато здесь у нас есть возможность обратить внимание на другой ракурс. Все повести и рассказы из книги «Конец «Саго-Мару» посвящены Дальнему Востоку и советско-японским взаимоотношениям. С учетом некоторых политических заявлений последних недель это ведь тоже придает некоторый шарм? Однако не будем отвлекаться на политику, а продолжим о литературе.
Книга «Конец «Саго-Мару» выпущена Чувашским книжным издательством в 1983 году. Тираж — 50 тысяч экземпляров. Внешне проста и незамысловата по оформлению. Этим, признаюсь, мне и импонируют многие старые издания — своей некрикливостью, непомпезностью, когда главное — не обложка, а содержание. Типичное советское издание. Относительно небольшая по объему — всего-то 256 страниц. И на этих страницах появляются герои, у которых подчеркивается национальность — чуваш. Вот сколько у нас в стране этносов, а нет — автор остановился именно на чувашах. И пусть это в основном не главные герои — это даже к лучшему! Это спутники главного героя, встроенные в симбиоз с первым лицом повествования. Такая затененность уже сама по себе показательная черта. Редко кто из чувашей лезет на передний план: держаться поодаль, в стороне, притаиться — вот во многом определяющие характеристики наших предков.
Увлекает манера автора работать с читателем. Радует язык изложения. Книга читается легко — в ней нет затянутости, каких-то лирических отступлений (иной раз они, конечно, нужны, но не в такого рода литературе). Сергей Диковский как-будто рассказывает о своей жизни, и рассказывает так, что веришь!!! Ведь столько книг, читаешь которые — и никаких чувств, равнодушие. А тут нет! Тут хочется стать соучастником, поддержать своего, помочь ему, подсобить. В динамичном повествовании показаны Люди с большой буквы. Не масса, не безликая толпа, не герои-супермены, а именно Люди. Русские, украинцы, чуваши, казаки и иже с ними. Люди, для кого «Родина» не пустой звук, не простой набор букв, а глубокое, емкое понятие, то, ради чего можно и нужно идти на риск, противостоять врагу и даже жертвовать собой. Эти повести и рассказы без выспренности и высокопарности рассказывают о самом настоящем патриотизме.
Одним из героев является первогодок Косицын. Чаще всего именно так, по фамилии, и живописуется жизнь этого моряка-пограничника. Далеко не всегда она выписана радужными красками, но такова уж есть. И в этом притягательность — несмотря на некоторую свою неуклюжесть Косицын симпатичен автору. Буквально несколькими штрихами Сергей Диковский создает общий его портрет: не привыкший к морю, Косицын «сырой, но старательный чувашский парняга», «на земле он был весел, по-крестьянски деловит и упрям, а в море размокал как галета в горячем чае». Он мелькает в нескольких произведениях. В какой-то мере тем самым перед нами процесс становления и возмужания человека. Есть чему поучиться на конкретном примере.
Повторюсь, редко когда парни из Чувашии выходят на первый план в рассказах и повестях Сергея Диковского, но… есть в нашем случае это пресловутое «но…» Редко, да метко — как хорошо эта фраза подходит к рассказу «Комендант Птичьего острова» в плане описания поведения главного героя, который — чуваш! Представьте, каково оно — оказаться одному с группой японских рыбаков-браконьеров на изолированном от прочего мира небольшом острове? Как себя вести? А ведь от одного неправильного движения зависит судьба. Трудно, голодно и холодно, а синдо со товарищи только и ждут осечки, чтобы нанести удар в спину.
В образе Косицына не только противоборство со внешними обстоятельствами, но и преодоление себя. Небольшой по объему рассказ захватывает! Загляните на соответствующие страницы и убедитесь. Чтение не займет у вас и часа… А лучше прочитайте весь сборник, в нем нет «проходных» материалов. Да и понять, каковы чуваши в изображении Сергея Диковского можно только в системном восприятии, а не по отдельным моментам. Если взяться только за «Коменданта Птичьего острова», то без подсказки и понять невозможно, что Косицын наш земляк.
…Удачи тебе, читатель, в приобщении к вполне добротному повествованию. Кроме всего прочего, здесь ты получишь хорошее настроение от негромоздкого качественного текста, основанного на реальных событиях и четком знании фактов, а не фантазиях диванного эксперта. И не суть важно, что написаны произведения в далекие 1930-е годы. Своим талантом в краткой форме передать суть Сергей Диковский даст явную фору многим и многим современным «аффторам»… Жаль только, что это не всегда срабатывает в книгоиздании.
Исходя из личного субъективного восприятия, я оценил прочитанное на «отлично».
Федор Козлов
От редакции
Это уже второй выпуск рубрики «Время читать», которую ведет наш постоянный автор, заместитель директора Государственного исторического архива Чувашии Федор Козлов. Первый опубликован в номере от 15 октября. Рубрика будет выходить на страницах нашей газеты и дальше, рассказывая о других интересных и полезных книгах.
А в ее рамках проводится конкурс на знание этих книг — вам надо ответить на вопросы автора. Присылайте свои ответы в адрес редакции или на электронную почту sch-victorina@yandex.ru. Результаты мы планируем подводить ежеквартально.
Очередные вопросы нашей викторины:
1. Назовите имена чувашей-героев произведений сборника Сергея Диковского «Конец «Саго-Мару».
2. Какими чертами наделил автор своих чувашских героев?
3. Как песня чуть не стоила жизни моряку-пограничнику Косицыну?
Хорошая рубрика!!!
Очень нравится подача!!! Просто и по существу. Никаких научных экивоков…. Вы, авторы проекта, молодцы!!