Понять доводы автора письма можно. Ему, как представителю автопредприятия, не хочется мириться с появлением конкурентов. Последних, действительно, пока мало, однако это не означает, что больше и быть не может. К примеру, недавно открылся автопрокат — аренда автомобилей в Алматы: https://avtoprokatalmaty.kz/
Сейчас в городе бегают альтернативные «газели», но нет ни одного частного автобусного предприятия. Потому что «газель» в десять с лишним раз дешевле, скажем, ликинского автобуса. Не у всех инвесторов есть несколько сотен миллионов, чтобы вложить в крупный автопассажирский бизнес. Это не мясной ряд центрального рынка.
Но на самом ли деле автопассажирские перевозки заведомо убыточные? В конце концов это же не зона рискованного земледелия: У зам. министра промышленности, энергетики и транспорта ЧР В. Койсаренко такое мнение:
— Они станут рентабельными, если будет покончено с льготами. Тут с ЧПОПАТом нельзя не согласиться. Из 60 с лишним категорий надо оставить две — ветеранов и инвалидов.
Однако не все пассажирские перевозки нерентабельны. Между конкурентами идет борьба в основном за выгодные маршруты. И тут ЧПОПАТ действительно не в лучшем положении: маршрут в какой-нибудь тупик он не может отменить, а «маршрутка» ехать туда не захочет — и не поедет. То же самое и на пригородных направлениях.
По правилам рынка выгода там, где есть спрос. На автостанции у Нового села в Чебоксарах на маршрутах 122 и 106 в выходные столпотворение. Однако, кроме «чпопатовских» автобусов-развалюх, никакой «альтернативой» здесь и не пахнет. Где же соперники-конкуренты?
В Минпроме понимают, что транспортный рынок рано или поздно придется развивать, что уже вроде бы и происходит. Ни одному частнику, заявляют в министерстве, не чинят препятствий. Однако назвать это альтернативными перевозками пока нельзя по той причине, что конкуренты отказываются от льготников. Взять, к примеру, таксомоторный парк со своими «маршрутками». Пенсионеров, прокуроров, инвалидов, судей их водители не сажают, так как государство не выделяет таксопарку дотации.
Но с появлением конкурсного распределения не исключено, что любой льготник сможет «тормознуть» маршрутную «газель». А чего же не остановиться, если государство оплатило льготный проезд.
«Маршрутки» уже заметно сняли напряжение на чебоксарских улицах. Однако их внедрение активизировалось лишь после того, как мэрия потеряла всякую надежду на реанимацию автобусного движения.
У Минпрома в сложившейся ситуации непростое положение. С одной стороны, поставлена задача пошатнуть монополию «Чувашавтотранса», расширять рынок автоуслуг. А с другой — при таких спешных темпах либерализации (конкурсы по распределению дотаций должны состояться до сентября с. г.) есть опасение, как бы совсем не остаться без транспорта, о чем говорил на одном из заседаний правительства министр В. Петров.
Да и В. Койсаренко считает, что, кроме таксомоторного парка и АвтоВАСа, других субъектов на рынке больше нет. А они всякой нерентабельной мелочевкой (тупиковыми маршрутами) заниматься не станут.
Что на это сказать? Еще сравнительно недавно мы жутко боялись и частной торговли: выкупит, мол, «крутой» единственный в микрорайоне хлебный магазинишко — и негде будет буханку купить. Ну и как с этим сейчас?
В любом случае «Чувашавто-трансу» предстоит реорганизация. И ничего страшного в этом нет. «Чувашавтодор», кстати, уже реорганизуется путем наделения правами юридического лица его подразделений. В каком виде будет «Чувашавтотранс», пока трудно сказать. Но что не в прежнем — это точно. Его постоянные жалобы на безденежье, происки нецивилизованных частников уже вряд ли кого убеждают.
Между тем…
На сегодня в Чебоксарах действуют 14 автобусных маршрутов. Ежедневно на линию должен выходить 71 автобус, выходят 65-67.
Таксомаршрутов в начале года было 6, сейчас стало 8. Пассажиров ежедневно обслуживают более ста машин.