Богата лесами Чувашия, но мы, ее жители, не очень-то это чувствуем. Мебель выбираем чаще привозную – в ней наиболее удачно сочетаются цена с качеством. Различных пиломатериалов для строительства хоть и в избытке, судя по газетным объявлениям, но купить, например, сруб из оцилиндрованных бревен удастся не сразу. Да и стоимость его из-за отсутствия конкуренции немалая. Чего у нас, кажется, в избытке – так это дров. Лесные угодья нередко напоминают непроходимые джунгли – столько там развелось лишней поросли возле благородных дубов, сосен и берез.
Спад в лесопромышленном комплексе (ЛПК) в России начался лет 20 назад. Сильно его подорвала навязанная разобщенность. До середины 90-х годов лесхоз и лесокомбинат были единым организмом, а теперь они выживают по отдельности. Лесхозы сетуют на прекращение централизованного снабжения и необходимость покупать запчасти для бензопил и другой техники. Комбинаты тянет назад «социалка».
Лишь недавно в стране приняли основные направления развития вконец ослабленной отрасли. Незадолго до этого Президент Чувашии Н. Федоров поручил республиканскому Минпромэнерго разработать программу развития лесопромышленного комплекса. В некоторых российских регионах – в Карелии, Псковской, Свердловской областях, Удмуртии, Башкирии, Кировской области – такой документ уже принят.
Срок на обдумывание “лесного” будущего подходит к концу, а в нашем Минпромэнерго беспокоятся: бизнесмены практически не откликнулись на призыв о сотрудничестве. Даже сведения о себе многие предпочли не афишировать. В министерстве напрасно ждали шквала информации о том, кто какую продукцию из древесины выпускает и почем продает. Представить дельные предложения не спешат и члены координационного совета, созданного месяц назад, после известного совещания в Ибресинском районе по проблемам ЛПК.
То ли лесопереработчики уже не верят в поддержку государства, то ли им просто лень “пошевелиться”, недоумевают в министерстве. Или малый бизнес в отрасли свелся к плетению корзин да вырубке леса? Такое предпринимательство и без поддержки обойдется.
“Предложения у нас есть, и я свои в Минпромэнерго уже направил”, — сообщил корреспонденту “СЧ” председатель правления ибресинского ООО “Гранит” Р. Алимов, отдавший лесу 62 года и выбранный старейшиной координационного совета. Во-первых, считает Расик Садыкович, надо прекратить отпуск древесины тем, кто не занимается деревообработкой. А то обзавелся предприниматель лесорубочным билетом, свалил лес – и перепродал качественный кругляк. “Вот и отправляются из Ибресинского района вагоны с деловой древесиной в Белгород, Майкоп и прочие дальние города”, — переживает ветеран.
Ситуацию прояснил руководитель Агентства лесного хозяйства Чувашии Г. Урмаков: “Наше ведомство совместно с правительством республики проводит аукционы и конкурсы по продаже леса. И нам, конечно, не все равно, где и как он будет использоваться. Хотя российское законодательство сегодня таково, что равные права имеют все лесопользователи. Кто на аукционе предложит большую цену, тому лес и отпустят, независимо от того, занимается покупатель переработкой или нет. Но это вовсе не означает зеленый свет для перекупщиков с толстыми кошельками. У любого местного деревообработчика есть возможность взять в аренду на 49 лет участок для лесопользования. Мы постоянно выступаем с этим предложением, но желающих почему-то не находится”.
А вот задумка председателя правления выпускать из опилок строительный кирпич очень актуальна. Для наружного применения он, конечно, не подойдет, а на внутренние перегородки еще как сгодится.
Но чтобы осваивать такие технологии, нужны грамотные специалисты, которых в республике становится все меньше. “Я готов принять с десяток хороших работников, да где их взять? Специалисты со стажем все при местах, а молодежь не очень-то в дело душу вкладывает”, – сетует Р. Алимов.
Беседа корреспондента с директором Мариинско-Посадского лесотехнического техникума Л. Агильдиной оптимизма не прибавила. За последние десять с лишним лет число учащихся здесь намного сократилось. К тому же бесплатно обучают только по специальности “Лесное и лесопарковое хозяйство”. А будущим технологам по деревообработке и лесозаготовке приходится платить за доступ к знаниям. Если учесть, что у нас неискоренимая мода отдавать своих детей в юристы и экономисты, то понятно, насколько выпускниками школ (и их родителями в первую очередь) востребованы платные специальности по лесному делу.
Только, наверное, мало кто обратил внимание на то, что перспективы у мастеров-деревообработчиков намечаются неплохие. В последние года два в газетных объявлениях их то и дело приглашают на работу, в основном частные фирмы. И заработки сулят неплохие – не менее 50 тысяч рублей. Это при том, что средняя зарплата в отрасли, по данным Федеральной службы статистики по Чувашии, 2560,8 руб. Так что недаром наше Минпромэнерго одним из приоритетов считает развитие малого бизнеса в лесопромышленном комплексе.
А поддержат начинающих предпринимателей в Минэкономразвития, где не только помогут грамотно составить бизнес-план, но и субсидируют лизинговые платежи при приобретении оборудования из расчета 2/3 от ставки рефинансирования Центробанка. Преимущество отдается претендентам из сельской местности. Субсидируются и процентные ставки по банковским кредитам на производственные нужды.
Труднее помочь тем, кто готовит специалистов лесной отрасли. Со следующего года все средние специальные образовательные учреждения в России должны перейти на балансы регионов. Хватит ли средств и воли, чтобы сохранить профильность обучения в том же Мариинско-Посадском техникуме? А если она останется, то где гарантия, что учеба в нем, как сейчас, будет частично бесплатной?
Это вопросы будущего, а пока руководство техникума пытается срочно решить банальную задачу – как перезимовать. Урезана наполовину сумма из федерального бюджета. Часть ее предназначена для ремонта, другая, очень небольшая, – на оплату коммунальных услуг. Чтобы не попасть в долговую кабалу к коммунальщикам, решено попросить у Москвы разрешения “перекинуть” часть средств с капремонта на отопление. А если не позволят, впору будущим лесникам зимой у костров греться.
“Напрасно мы недооцениваем лесную отрасль и тех, кто в ней занят”, — с горечью заметила Л. Агильдина. И процитировала писателя Льва Черепанова: “Будет лес – будет вода, будет вода – будет хлеб, будет хлеб – будет жизнь”.
Опубликовано: 2 октября 2008 г.