Проходя мимо нашей «хрущевки», многие замечают: «Красивый у вас дом!» Приятно это слышать. Любой дом будет выглядеть ухоженным, если его жильцы почувствуют себя настоящими хозяевами.
…Муниципальная программа «Капитальный ремонт жилищного фонда города Чебоксары на 2008–2011 годы» была утверждена решением Чебоксарского горсобрания депутатов 29 ноября 2007 года. Об этом я, председатель ТСЖ «Трактор», через неделю совершенно случайно узнал из СМИ, хотя постоянно присутствовал на совещаниях ЖКХ Калининского района и города. Удивительно, на капремонт претендовали дома, построенные всего лишь 10-12 лет назад, а вот наш, 1966 года постройки, в заветный список почему-то не попал. Мы начали обивать пороги. На первое обращение в мэрию получили ответ: мол, для включения дома в программу вам необходимо было принять решение об участии в ней, а также о пятипроцентном софинансировании работ. Все сроки для этого якобы мы пропустили. Но о каком сроке может идти речь, если никто ни о чем нас не проинформировал?
Решили не сдаваться. Я обратился к молодому «слуге народа» – депутату Госсовета республики – за помощью. «Зачем тебе это надо? – обескуражил он меня. – Живи спокойно, наслаждайся жизнью, пусть молодые работают». Я очень расстроился. Потом обратился в Госсовет, откуда мое письмо было направлено в Минстрой. Ответ был такой же, как и из мэрии. Казалось бы, все, чиновничью броню не пробить. Но надежда умирает последней. Мы направили еще одно письмо в высокие инстанции, но и оно не принесло удачу. В ответ получили отписку от чиновника со знакомым нам почерком.
В январе 2008 года В. Путин (тогда он был Президентом) выступил по телевидению: «Административная работа должна быть направлена на человека». Мы встрепенулись: наша администрация уведомляет нас о чем угодно, а вот по жизненно важному для нас вопросу – семидневном сроке для попадания в программу капремонта дома – проинформировать забыла. В феврале 2008-го года я, вдохновленный словами российского Президента, направил заказное письмо на его имя и рассказал про наши беды с приложением всех отписок. Через месяц пришел ответ: мол, ваше обращение рассмотрено, согласно федеральному закону (есть ссылки на пункты и статьи соответствующего закона, из соображений экономии газетной площади полностью не привожу) вам ответят местные органы власти. Реакция была незамедлительной и положительной. В апреле 2008-го нам сообщили, что «для включения в программу дома № 5 по переулку Молодежному необходимо представить соответствующие документы». В результате наш дом в числе первых был включен в список претендентов на капремонт на 2009 год по трем видам работ: кровле, отопительной системе и канализации. Надо ли говорить о том, как радовались жильцы такому повороту событий.
В начале апреля прошлого года конкурсная комиссия в составе жильцов дома выбрала подрядчика. Им стала фирма, набравшая наибольшее количество баллов. Она завоевала наши симпатии тем, что в представленных документах имела положительные показатели по всем пунктам конкурсных условий. Вскоре мы убедились, что нас обманули. У фирмы с фиктивным юридическим адресом не оказалось ни производственной базы, ни квалифицированных кадров, ни опыта работы… Это здорово повлияло на сроки выполнения капремонта дома. Но обо всем по порядку.
После заключения договора подрядчик привел двух нанятых на рынке таджиков для демонтажа отопительной системы. Мало того что они не имели ни малейшего представления о работе, которую им предстояло выполнить, так у них не было с собой даже газового ключа! Рабочие не прошли противопожарный инструктаж, не имели допуска к работе. Нарушались все правила техники безопасности. В середине мая члены правления ТСЖ «Трактор» составили акт о том, что рабочие устроили пожар в подвале дома и спокойно удалились. Возгорание было своевременно обнаружено жильцами дома, они же справились с огнем, а представитель фирмы-подрядчика не появился на объекте даже после сообщения о случившемся. На одном из совещаний у замглавы администрации района руководитель фирмы обещал, что незамедлительно выделит 4 бригады и начнет работы. Мы поверили подрядчику и даже перечислили на его счет 30% от суммы договора – свыше 1,3 млн. рублей.
Но и после этого ситуация нисколько не изменилась. Больше всего волновались за ремонт кровли – эти работы желательно выполнять летом. Подрядчик не предоставлял сертификатов качества на закупленные стройматериалы, не устранял недостатки, выявленные технадзором. Снова решили действовать – расторгнуть договор с нерадивым подрядчиком и искать порядочных. Сказано – сделано. 5 июля прошлого года на общем собрании ТСЖ фирме дали от ворот поворот и обратились за помощью к той, которая заняла в конкурсном отборе второе место. Непростым было то собрание, столько сил и нервов пришлось потратить. Не понравившаяся нам фирма спокойно уйти не хотела, для оказания психологического давления на собственников жилья пригласила на собрание… сотрудника одного из правоохранительных органов. Они хотели помешать расторжению договора, но у них ничего не получилось. Пытались напакостить и по-другому, но тоже ничего не вышло.
Тем временем приступил к работе другой подрядчик. Но снова работать не дают: в сопровождении руководителя фирмы, от услуг которой мы отказались, на объект приехала представительница управления ЖКХ Минстроя и потребовала немедленного прекращения работ. Мол, новый подрядчик работает здесь незаконно, в случае невыполнения требования она вызовет милицию. Изложить свои доводы в письменной форме дама отказалась. Работа снова остановилась. Главное, мы теряли драгоценное время. Опять вступаем в переписку с чиновниками. И – о чудо! – нам отвечают, мол, ТСЖ вольно поступать так, как считает нужным. Никто не имеет права навязывать ему свою волю.
Сегодня вспоминаю весь этот кошмар и думаю: кто же в ответе за психологическое давление, которое пытались на нас оказать, за самоуправство? По вине этих людей на две недели остановился ремонт нашего дома, а «товарищи» собственники жилья – пенсионеры, инвалиды, ветераны труда и др. – морально были унижены и раздавлены. Мы считаем, что за подобные вещи виновные должны быть наказаны. И мы, наивные, даже написали об этом в соответствующие органы. Семь месяцев прошло, а ответа до сих пор нет.
О том, как мы отказались от услуг одной фирмы и пригласили другую, я доложил главе администрации района. В результате в июле прошлого года прошел ряд совещаний, на которых руководство городского жилфонда настаивало на возвращении на объект фирмы, которая нас никак не устраивала. Игнорировать это требование было трудно. Возникла тупиковая, критическая ситуация. В этих сложных условиях я твердо определился, что несу полную ответственность за капремонт нашего дома, а решение общего собрания считаю справедливым и единственно правильным. Лишь умом, пером и настойчивостью можно спасти дом. Только так, с этой верой и духом, нам удалось довести начатое дело до конца. Дом сдали в эксплуатацию до начала отопительного сезона с оценкой «хорошо». Спасибо фирме, которая нас не подвела.
Ю. Хлебников,
председатель ТСЖ «Трактор», почетный машиностроитель России. Чебоксары.
От редакции:
В позапрошлом году началась и в 2009-м успешно была продолжена реализация программы по капитальному ремонту обветшалого жилфонда. Предоставляем слово человеку, который занимался этим вопросом. Возможно, его опыт пригодится тем, кто пытается решить какую-то проблему и сталкивается с непониманием, а то и чиновничьим равнодушием.