Наконец, и в чувашском искусстве появилась рок-опера или, как определил жанр «Нарспи» ее автор Николай Казаков, мюзикл.
Слово «опера», по мнению композитора, могло отпугнуть нашего зрителя. На этот раз театральный спектакль, как часто это делается, например, в Нью-Йорке, демонстрировался в концертном зале, и в филармонию, надеемся, «не зарастет народная тропа».
Оба вечера зал был полон, как на хороших концертах местных поп-звезд. И, в основном, там была молодежь. Слушали с огромным вниманием – зрелище увлекало необычайно. В трагической кульминации на глазах некоторых были слезы. Поп-жанр, как ни странно, сумел вызвать даже чувство катарсиса. Кстати, ассоциацию с античным термином подкрепляли пролог с образом Предсказателя, появляющегося в качестве мудрого комментатора (артист А. Данилов), и массовые сцены a’la многофункциональный хор древнегреческой трагедии. Что же касается музыки, то и профессиональный слух трогали нежные и страстно-лирические мелодии солистов, впечатляли «убойные» ритмы электроники, разбавленной звучанием струнных инструментов с саксофоном и гармошкой (оркестровка и аранжировка В. Игнатьева).
Волновала и радовала трансформация традиционных для «серьезной» оперы народных сцен. Мы видели не трафаретную «стену» хористов с балетным «оживляжем», а излучающую радость и свет живую структуру. Все на сцене двигалось в неугомонном потоке жизни. Хореография собрала исполнителей самых разных возрастов – от малышей до взрослых. Были задействованы танцевальная компания «Nota «G» и артисты ансамбля «Сявал» (балетмейстеры-постановщики Е. Устинова (Москва) и К. Игнатьева, хореографы-репетиторы И. Гаврилова и Д. Григорьев). Было бы здорово, если бы танцевали дети и молодежь, обучающиеся этому искусству профессионально.
Спектакль вызвал много споров, а это уже знак того, что он задел за живое. Некоторые, чаще люди старшего поколения, склонны рассматривать первый чувашский мюзикл как покушение на святая святых – классическую поэму К.В. Иванова. Но ведь Европа не считает оскорблением Шекспира французский мюзикл «Ромео и Джульетта», написанный композитором Gerard Presgurvic и являющийся одним из последних хитов! Иных смущали джинсы и стильные кроссовки артистов. Если кому понравились — выбирайте Nike Air Jordan на сайте nike-air-jordan1.com. Но современные костюмы были даже на персонажах «академической» оперы «Паяцы», поставленной в нашем оперном театре. Сюжет поэмы К. Иванова осовременен (либреттист Б. Чиндыков). Не случайно в программке указано: «по мотивам». Новое время диктует новую трактовку «вечных» сюжетов». А именно таковым является сюжет «Нарспи» со стремлением героев к счастью и крушением их надежд. А если время действия – наши дни, то и экипировка должна быть соответствующей. «Хипповая» одежда Тхтамана даже очень к лицу того «пахана» и мафиози, которого играет солист оперного театра К. Ефремов, кстати, специально побривший голову для этого спектакля. Но современные элементы костюма – не главное. На первом плане – удачно придуманные и хорошо сшитые национально стилизованные женские и мужские одежды. Читается и символика. Ленты, затягивающие корпус артистов, сродни чужой, безжалостной воле, сковывающей голос сердца и чувства героев (костюмы и сценография В. Федорова, изготовитель костюмов Е. Тонюшкина). В духе авангарда решены декорации, реквизит и световое оформление с использованием компьютерной графики.
По замыслу композитора мюзикл «Нарспи» адресован молодым и исполняют его молодые артисты. Трогательны были в своем простодушии (актерском и музыкальном) Н. Ильц и А. Васильев (Нарспи и Сетнер). Хорошо играли М. Финогентова и К. Москалев (мать и отец Нарспи). Тормошила всех энергия неугомонной Свахи, удачно исполненной Н. Головиной.
Большую роль в спектакле, художественным руководителем которого является В. Салихова и поставленном А. Сергеевым, играют элементы шоу-культуры: танец-модерн, акробатика, эстрада, динамичная световая драматургия, оригинальные сценографические эффекты, мощное электронное звучание, пение солистов в микрофоны, «плюсовки» хорового и инструментального звучания. Но каждый жанр живет и должен быть судим по своим законам, а потому с уверенностью можно сказать: «Чувашский мюзикл состоялся. Казаков – маттур, чаваш ачи!»
Светлана МАКАРОВА,
заслуженный деятель искусств Чувашии.