О далеких военных годах вспоминаю сегодня – на восемьдесят третьем году жизни. Хорошо помню, как в воскресенье, 22 июня, ранним солнечным утром в 5 часов отец позвал меня помочь разобрать ветхую крышу нашего дома. А было мне четырнадцать лет.
Жили мы в одной из комнат в бараке, где вместе ютилось десять семей. А утром диктор Левитан по радио объявил о вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Для нашей семьи, как и для всех остальных, началось тяжелое время.
Мой отец, инвалид по зрению, работал на Казанском авиационном заводе слесарем. Его скудный заработок не обеспечивал нашу многодетную семью, в которой я был старшим ребенком. Отец пытался устроить меня к себе на завод, но безуспешно. В первый год войны подростков еще не принимали работать на заводы.
Тогда мне удалось поступить в сапожную мастерскую, где выполняли военный заказ по ремонту обуви для солдат. Летом мы чинили валенки, а зимой – ботинки. Там я проработал четыре года.
И старики, и подростки работали по десять часов, часто без выходных. Тяжелый труд нередко вынуждал нас оставаться на ночь, чтобы справиться с установленной нормой выработки. Спали у верстаков, за которыми работали днем. Но каждый понимал лозунг: «Все для фронта, все для Победы!»
И. ЛУНЬКОВ,
ветеран войны и труда.