В мастерской кадра
Перешагнувшая столетний рубеж газета «Советская Чувашия» свой очередной день рождения (10 апреля изданию исполнилось 102 года) встретила как обычно на боевом посту: готовился к сдаче номер, писалась передовая, подыскивались фотоснимки… Однако даже в эту горячую для редакции пору нашлось время для праздника: почти в полном составе сотрудники газеты посетили музей фотокорреспондентов Чувашии, недавно открывшийся на втором этаже Дома печати. И, к слову, без подарков не остались.
В первом и пока единственном в республике музее фотокоров попадаешь в атмосферу старой газетной фотолаборатории. На стенах черно-белые фотографии, всюду развешаны пленки, на импровизированных витринах — техника из прошлого: фотоувеличители, раритетные фотоаппараты, вспышки, на веревке сушатся будто бы только что напечатанные снимки…
Фотолаборатория и есть самая что ни на есть настоящая — долгие годы, до появления цифровой фотографии, в ней работали многие чувашские фотожурналисты из различных республиканских газет и журналов. Идею превратить некогда рабочий кабинет в музей воплотил в жизнь фотожурналист ИД «Хыпар» Сергей Журавлев. Материал для экспозиции он собирал по крупицам годами, своими силами привел пустовавшее помещение в порядок, а в конце февраля пригласил коллег на открытие.
Все экспонаты в музее — подлинные и, что интересно, в рабочем состоянии. Практически в первозданном виде сохранилась «темная комната», в которой фотожурналисты проявляли пленку. Как рассказал основатель музея, здесь и сейчас можно было бы печатать фотографии и, к примеру, демонстрировать волшебный процесс проявления изображения на бумаге детям, но, к сожалению, уже не найти фотопленку и фотобумагу — все перешли на «цифру».
[tm-pg-gallery id=»207062″][/tm-pg-gallery]
Есть в музее и некоторые «ноу-хау», которые придумали чувашские фотокоры, чтобы ускорить довольно длительный процесс получения снимков в условиях ежедневного выпуска газеты. Так, для сушки проявленной пленки Сергей Журавлев приспособил небольшой списанный шифоньер: подвешивал пленку внутрь и снизу, через специальное отверстие, обдувал электрическим обогревателем. Пленка в таком шкафу «доходила» за несколько секунд, обычная же просушка занимала пару часов.
В каждой газете фотокорам выделялось определенное количество метров пленки. В газете «Танташ», к примеру, около 300 метров на год, одна большая бобина. Фотокоры «Советской Чувашии» расходовали, конечно, в разы больше. В день, в зависимости от задания, тратилось более полутора метров пленки, а еще ни один фотограф не выходил на задание без запасной катушки. «Фотографы были ограничены в пленке, поэтому каждый кадр ценили», — вспоминает Сергей Журавлев.
Процесс получения фотографии занимал до нескольких часов, затем в типографии с каждого снимка изготавливали клише, так что нередко фотокоры покидали свое рабочее место глубокой ночью. Сейчас, конечно, в профессии все по-другому: фотографию раздобыть можно в считанные секунды, а вместо сложной фотолаборатории достаточно стола и компьютера.
Экспозиция музея начинается с большой портретной галереи чувашских фотокорреспондентов, большую часть которой занимают фотокоры «Советской Чувашии». Первыми профессиональными фоторепортерами были трое братьев Костиных — Николай, Александр и Георгий, чьи снимки в чувашских газетах, в том числе «Красной Чувашии» (так раньше называлась «СЧ») появились еще в 1929 году. Также в этом ряду Георгий Зиньков, Семен Игнатьев, Валентин Шемаров, Борис Иванов, Виталий Исаев, Геннадий Верблюдов, Валерий Железняков, Вячеслав Романов, фотокорреспондент ТАСС по Чувашии Юрий Ананьев, Сергей Васильев, единственный в мире пятикратный победитель престижного конкурса среди фотографов «Золотой глаз», Олег Мальцев… Их личные вещи, к слову, и составили фонды музея.
Один из самых ценных экспонатов — раритетный фотоаппарат 1959 года выпуска Юрия Ананьева. А вот довоенный фотоаппарат братьев Костиных 1937 года, к великому сожалению собирателя музея, был утерян во время одного из переездов. Остались лишь не менее раритетные кассеты к нему — такими пользовались фотографы еще до появления фотопленки. Еще один фотоаппарат «Москва-5» не так давно музею подарил дедушка фристайлистки Ланы Прусаковой Юрий Абрамов. Рады будут здесь и любым другим фотодревностям, хранящимся в домах жителей республики.
Главное же богатство фотомузея составляют, конечно, снимки. По большей части, они черно-белые. Портреты, пейзажи, зарисовки, сюжеты, репортажи, увиденные не просто фотографами, а настоящими фотохудожниками.
«Смотрят все одинаково, а видят — единицы», — словами знаменитого фотокорреспондента из Чувашии Сергея Васильева говорит о мастерах фотографии Сергей Журавлев.
Фото Олега Мальцева: Новое поколение газетчиков уже не застало времена фотопленок.
Удивляюсь таким людям, как фотохудожник Сергей Журавлев! Как здорово, что они есть и у них на все хватает времени и энергии! Просто браво!!!