Чувашский Центральный музей. Чебоксары, 1932 год

Фото из архива Национального музея

Успенская церковь. До середины 1920-х годов городские постройки были максимум в три этажа. Церковь же, хоть и считалась двухэтажной и находилась в низине, возвышалась над городом. От былого ее великолепия до наших дней сохранилась лишь небольшая часть.

В начале 1921 года Общество по изучению местного края открыло в Чебоксарах музей. В мае 1930 года газета «Красная Чувашия» (так раньше называлась «Советская Чувашия») сообщила: «Музей в Чебоксарах к юбилейным дням (10-летие ЧАССР) будет развернут в новом помещении, отстраиваемом специально для этого». В скобках указывалось: «б. собор». Так в здании Успенской церкви обосновался Центральный городской музей. Отделы — «природы», «сельского хозяйства», «промышленности». Цены: рабочим, крестьянам, детям и учащимся — 5 копеек, остальным — 10 копеек, в праздники всем бесплатно.

И все шло хорошо, но уже в ноябре 1933 года газета публикует письмо работников музея, где говорится: «Музей в Чебоксарах, ввиду частичной разборки помещения, уже три месяца закрыт… Необходимо ускорить вопрос об открытии музея, или в новом помещении, или в отремонтированном старом. Однако процесс разборки колокольни и боковых перекрытий движется черепашьим шагом».

Так, уже бывшая Успенская церковь лишается колокольни, часовни, центрального входа, западных, южных и северных ворот… «Зачем?» — вопрос, ответ на который менялся в течение последующих десятилетий неоднократно. Вновь музей приступает к работе в мае 1934 года. Идеология идеологией, но помещений теперь точно стало не хватать, и уже в августе «Красная Чувашия» поднимает вопрос о размещении экспозиций: «Помещение сырое, слишком темное, что в значительной степени поглощает эффект музейного показа. Под угрозой порчи стоят картины, писанные масляными и клеевыми красками… Музею требуется новое помещение».

И в самом деле, уже в это время художественный отдел музея располагал довольно-таки большой коллекцией произведений русской живописи. Поленов, Шишкин, Левитан, Маковский, Фешин… — эти картины по сей день в экспозиции Художественного музея, и кто знает, смотрели бы на них сейчас горожане и гости столицы, если бы в 1939 году на базе художественного отдела не открылась Чувашская художественная галерея.

В памяти старого поколения краеведческий музей продолжает ассоциироваться с этим зданием, а ведь уже в июле 1981 года газета «Советская Чувашия» писала: «Появление залива в черте города внесло большие коррективы в его облик. Многие достопримечательности пришлось вынести из зоны затопления. Такая же участь постигла и краеведческий музей. Правда, само здание бывшей Успенской церкви, где он размещался до прошлого года, будет сохранено, как памятник архитектуры».

Музей в то время переехал в здание на улице Карла Маркса, 7, где, собственно, и находится по сей день, но уже как Национальный музей Чувашской Республики. Остается добавить, что в 1921 году Чебоксарский музей открылся в помещении Народного дома?— так тогда назывался национализированный особняк купца П. Ефремова. Сейчас в нем размещается музейно-выставочный центр Национального музея. Круг замкнулся?

ИНТЕРЕСНО

Более тщательное исследование фотографии позволило рассмотреть интересную надпись на верхнем ярусе колокольни: «На посту не спи (неразборчиво), у тебя ответственность большая». Все правильно — после закрытия церкви ее колокольня использовалась как пожарная каланча, а само пожарное депо располагалось тогда в зданиях бывшей городской управы и небольшого деревянного домика — все рядом с Успенской церковью.

Можно было оставить колокольню как «функциональную достопримечательность»? Кто знает, ведь еще в 1931 году пожарная каланча появляется на здании школы № 1 (улица Ленинградская), затем, в 1935 году, на здании школы № 3 (улица Калинина). В то же время еще одна пожарная каланча появляется на здании бывшего дома купца П. Ефремова (здание уже находилось в ведении НКВД, а пожарная охрана тогда подчинялась этому ведомству). А в 1939 году для пожарной охраны города вообще было построено отдельное здание (улица Карла Маркса). Дальше пришла телефонизация («при пожаре звоните 01»), и нужда в пожарных вышках отпадает в принципе…

Дело, конечно, прошлое, но город-то в 1930-е годы был преимущественно деревянным, и существование организации под названием «Трубоочистное бюро Чебоксарской добровольной пожарной дружины» было не просто формальностью. Вот и занимались пожарные тем, что проверяли и проверяли дымоходы, — грязные, в саже, одни глаза на черных лицах… А представьте, что было бы, если бы не проверяли? Лучше не представлять. Вот они, пожарные 1934 года на фотографии, стоят около Успенской церкви, правда, нет уже у нее ни ограды, ни всего прочего…

Текст и обработка фотографии Владимира Трофимова
Опубликовано: 12 марта 2019 г.


Читайте также:

Один Ответ

  1. Замечательная фотография, показывающая начало деградации ценнейшего памятника зодчества и важнейшей архитектурной доминанты. Возведенный в 1763 году храм постепенно лишался основных элементов композиции — колокольни, нижнего этажа с Борисоглебским приделом, ограды, часовни и др. Почти тридцать лет назад был разработан проект, призванный в какой-то степени возродить утраченное. Согласно проекту должна быть воссоздана в историческом виде, в формах русского классицизма и колокольня. На сегодняшний день в исторической застройке города нет ни одного образца классического зодчества начала XIX века. Увенчанная шпилем колокольня должна восполнить пробел в архитектурном облике исторического центра. Чебоксар. Хочется надеяться что задуманное реализуется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.